Маслоу (Maslow) Абрахам

1908 – 1970

Один из наиболее известных психологов второй половины 20 века. Родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Детство Маслоу было безрадостным. Мать постоянно избивала сына. Память об этом он пронес через всю жизнь и даже отказался прийти на ее похороны, когда он умерла.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил докторскую степень в 1934 году. Затем он возвратился в Нью-Йорк и, после двухлетней стажировки у Э. Торндайка в Колумбийском унивеситете, вплоть до 1951 года работал в Бруклинском колледже, имея возможность общаться с многими видными европейскими психологами, эмигрировавшими в это время в Америку и жившими в Нью-Йорке. Последующие 18 лет он провел в штате Массачусетс, занимая должность заведующего кафедрой и профессора психологии университета Брэндиса в г. Вальтхэме. Здесь он разработал свою теорию мотивации, и здесь были написаны все его значительные произведения, среди которых следует особо отметить принесшую ему известность книгу «Мотивация и личность» 1954, и одну из последних работ «По направлению к психологии бытия» 1968.

Предпоследний, четвертый уровень иерархии потребностей по Маслоу занимают потребности самоуважения. В их числе выделялись потребности собственно самоуважения (уверенность, достижения, независимость) и уважения другими (признание, репутация, статус). Точка зрения Маслоу состояла в том, что наибольшей интенсивности эти потребности достигают в молодом возрасте. Для зрелого же человека характерна объективная оценка своей личности и ее значимости для других. В этой связи потребности самоуважения в зрелом возрасте частично редуцируются.

Высшей ступенью иерархии человеческих потребностей Маслоу считал потребности самоактуализации, в основе которых лежит желание полностью раскрыть свои возможности, стать тем, чем мы можем стать. Виды самоактуализации могут быть многообразны и здесь каждый человек отличается от другого. В то же время Маслоу полагал, что полной самоактуализации достигает лишь малая часть человечества – менее 1 % всего населения.

Говоря об иерархической организации потребностей Маслоу имел ввиду подчиненность более высоких уровней - более низким. Потребности безопасности выступают на первый план в том случае, когда удовлетворены основные витальные потребности. Потребности принадлежности и любви заявляют о себе, когда человек находится в относительной безопасности.

Не менее значимой хотя и реже упоминемой чертой теории Маслоу было выделение двух видов потребностей: дефицитарных, связанных со стремлением избавиться от какой-либо угрозы или недостатка (голода, опасности) и потребностей роста (или метапотребностей), связанных со стремлением реализовать свои возможности. При этом Маслоу прозорливо указывал, что депривация дефицитарных потребностей приводит к увеличению напряженности и нарастающему желанию удовлетворить потребность, а депривация потребностей роста часто не осознается и приводит к их редукции. Наоборот, удовлетворенная дефицитарная потребность приводит к спаду напряженности и чувству удовлетворения, тогда как удовлетворение потребностей роста может вести к обострению напряженности и увеличению самой потребности. Наконец, как считал Маслоу, продолжительная депривация потребностей роста приводит к психологической патологии – цинизму и отчуждению.

Концепция Маслоу оказала значительное воздействие на психологию и педагогику в 1960 – 1970-х годах, и до настоящего времени часто используется в бизнес-тренингах, а также в работе с одаренными детьми. Тем не менее, уже с конца 1970-х годов гуманистическая психология все более утрачивает позиции в качестве самостоятельного направления в психологии, занимая место одной из частных психологических концепций.

Одна из причин столь скорого угасания интереса к течению в психологии, совсем недавно претендовавшему на роль ведущей научной школы безусловно скрывалась быстро меняющемся духе времени. Традиционализм, который был еще очень заметен в жизни западного общества в середине двадцатого века, в конце века очевидно сдал свои позиции. Новые поколения политиков, ученых, педагогов и даже служителей церкви повсеместно демонстрировали лояльность по отношению к любым проявлениям духовной независимости. В этих условиях пафос экзистенциализма и гуманистической психологии стал не нужен.

С другой стороны, гуманистическая психология, также как и неофрейдизм даже не претендовали на создание обобщающей научной концепции. Их достоинством и, одновременно, недостатком была заостренность на какой-либо одной стороне человеческой психики. Такой стороной, иногда подмеченной чрезвычайно удачно, могла быть базальная тревога Хорни или рефлекс «бегства от свободы» Фромма; иерархия потребностей Маслоу, или идея уникальности личности субъекта, в целом присущая гуманистической психологии.

Вместе с тем, теоретическое наследие неофрейдизма и гуманистической психологии оказалось значительно беднее наследия основных школ психологии начала 20 века, хотя многие из введенных в этих направлениях понятий и предложенных ими методик широко применяются психологией в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: