Халл Кларк

1884 – 1952

Один из наиболее известных американских психологов середины 20 века, Кларк Халл, родился в бедной семье и вынужден был сам зарабатывать деньги для своего образования. Кроме того, он в молодости перенес ряд тяжелых заболеваний, сделавших его инвалидом.

Халл впервые занялся психологией в 1918 г., имея к этому времени законченное высшее техническое образование. До 1929 г. он работал в Висконсинском университете, занимаясь проблемой способностей и исследованием внушаемости, а в 1929 г. получил должность профессора Йельского университета, на которой оставался до конца жизни. В Йельском университете Халл посвятил себя изучению поведения и научения, постепенно приобретя репутацию наиболее цитируемого автора по этим вопросам.

Халл не дожил до эры современной компьтерной техники, но он был убежден, что, поскольку все человеческое поведение представляет собой работу комплекса самонастраивающихся программ, направленных на выживание организма в среде обитания, то в недалеком будущем будут сконструированы машины, в которых будут осуществляться интеллектуальные процессы, сейчас свойственные лишь человеку.

Работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения» и опубликованная в конце жизни (1952 год) книга «Системы поведения». В них Халл, возрождая давнюю идею Декарта, предпринял попытку описать человеческое поведение, как действия механизма, поддающиеся точной количественной оценке. При этом он полагал, что со временем опыт многочисленных психологических экспериментов будет обобщен математически и преобразован в сложную систему уравнений, которая позволит точно предсказывать поведение человека, подобно тому, как современная физика может предсказывать механическое движение механических тел.

Другой видной фигурой необихевиоризма стал профессор унивеситета Беркли (Калифорния) Эдвард Толмен. Ему принадлежала попытка объяснить наблюдаемые особенности поведения своеобразными «когнитивными картами», представляющими промежуточную переменную в уотсоновской формуле стимул – реакция. Таким образом, по Толмену эта формула приобретала вид: S – O – R; где О – результат имеющегося научения, существенным образом влияющий на характер выбираемой реакции.

В середине 20 века необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее, во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения (и научения) срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: