В чем заключаются основные положения теории аналитической психологии К. Юнга?

Расскажите о видах и соотношении потребностей по А. Маслоу.

Какие факторы влияют на развитие невротической личности с позиции концепции К. Хорни?

В чем заключаются основные положения теории А. Адлера?

Какие исторические события способствовали развитию гуманистической психологии?

Что вы знаете об основных направлениях необихевиоризма и их создателях?

Рекомендуемая литература

96. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М. 1995.
97. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
98. Маслоу А. Психология бытия. - М. 1997.
99. Психология: Биографический библиографический словарь / пер. с англ. – СПб.: «Евразия», 1999. 832 с.
100. Скиннер Б. Технологии обучения – М., 1994.
101. Хорни К. Невротическая личность нашего времени – М.: Мысль, 1993.
102. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
103. Юнг К., Архетип или символ. - М., 1991.
104. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 9

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

В РОССИИ

Рождение российской психологии

Развитие психологической мысли в России составило отдельную, весьма оригинальную часть развития мировой психологической науки, в значительно большей мере, чем в других странах, отразившую особенности национального исторического пути.

Формирование российской психологии как самостоятельного научного направления следует отнести к периоду 1860-1880 годов. Это была эпоха знаменитых реформ императора Александра II, направленных на коренную модернизацию всех общественных отношений в стране по западному образцу. По своим масштабам и значению реформы Александра II стали второй после реформ Петра Великого попыткой превратить России в развитую европейскую державу. Примечательно, однако, что в каждом случае через 40-50 лет после окончания наиболее активного этапа реформ страна содрогалась от смерча народного бунта. После Петра это был «бессмысленный и беспощадный» бунт пугачевщины, после Александра - трагедия революции и гражданской войны 1917-1921 годов.

Непосредственным следствием реформ Александра II стала либерализация духовной жизни в России и широкое проникновение в нее западных научных идей и концепций. Примеры переноса европейской научной идеологии на российскую почву можно обнаружить у многих известных университетских преподавателей и исследователей второй половины девятнадцатого века. В их числе были последователь английской ассоциативной психологии, основатель Московского психологического общества, профессор Московского университета М.М. Троицкий (1835-1899); сторонник экспериментальной психологии В. Вундта, преемник Троицкого на посту руководителя Московского психологического общества Н.Я. Грот (1852-1899); создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии Н.Н. Ланге (1858-1921); создатель Московского психологического института Г.И. Челпанов.

Освободившаяся от оков официальной идеологии философская и психологическая мысль России развивалась в самых разных направлениях, как бы стараясь наверстать упущенное в предшествующие столетия. В этом отношении весьма характерно обращение многих философов к идеям религиозного и нравственного совершенствования, нередко уводившем в область мистических переживаний и этической символики. Одним из основателей этого направления стал известный философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, создателя фундаментальной «Истории России с древнейших времен».

В.С. Соловьев развивал идеи христианской философии, считая, что Христос в своей личности соединил мир Божественного абсолюта с вечно изменяющемся миром земных явлений. Тем самым Христос указал человеку на его собственную роль в мироздании. Человек стоит посередине между Богом и миром земных явлений и, с одной стороны, способен мистически воспринимать Божественное единство Вселенной, а, с другой стороны, пытается постичь и рационально истолковать отдельные земные явления. Таким образом, человечество осуществляет важнейшую функцию связи материального и духовного миров, установления всемирной гармонии. Но любое извлекаемое наукой частное знание неизбежно является несовершенным. Поэтому перед человеком всегда стоит задача нравственного совершенствования, которое, приближая его к Божественному абсолюту, вместе с тем открывает самые общие законы существования Вселенной.

Признавая за наукой и богословием равные права, Соловьев все же отдает предпочтение богословию. "Оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечной и вселенской истиной - утверждает он - вот общая задача моего труда".

Приближение грозовых лет торжества новой нравственности, требующей полного самопожертвования своих приверженцев ради достижения социальных идеалов, и грозящей беспощадным террором всем инакомыслящим, ощущалось в России более чем где-либо. Неудивительно, что именно здесь заданное В.С. Соловьевым религиозное направление психологической мысли имело больше всего сторонников. Среди них следует выделить видного философа, профессора Московского университета С.Л. Франка (1877-1950), удостоившегося в числе ряда других известных ученых «особой чести» быть высланным из страны в 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина.

С.Л. Франк предпринял попытку создания нового подхода в психологии. Душевная жизнь человека, по Франку, – это целостный и динамический мир, не сводимый ни к каким внешним факторам. Во внутреннем опыте личности, который никогда не бывает психологически замкнутым («я» всегда предполагает «ты» и «мы»), раскрывается абсолютное духовное бытие и душа встречает Бога как последнюю глубину реальности. Рациональное постижение и тем более объяснение Бога невозможно в принципе, поэтому Франк говорит о первичной интуиции, способной к целостному постижению действительности. Это первичное знание отличается от знания отвлеченного, выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях.

Наделенный даром интуиции и способный к живому знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. «Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого», – утверждал Франк, говоря о ничтожности человеческого знания в отношении пространственной и временной бесконечности и соответственно непостижимости мира. Тем не менее, основания для оптимизма существуют. Человек не одинок, божественный «свет во тьме» дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения. и становится основанием для служения делу религиозно-нравственного преображения.

Можно заметить, что обращение многих представителей российской академической науки к мистике и богословию было обусловлено не только восполнением исторически нереализованного интереса к этому виду деятельности или поиску пресловутого «русского пути» в науке, но и имело в условиях наступающей социальной бури определенное психотерапевтическое значение, позволяя с более высоких, метафизических позиций осознать смысл происходящей трагедии.

Однако в дальнейшем развитии российской психологической науки значительно большая роль принадлежала не религиозно-мистическим воззрениям христианских мыслителей, а вполне материалистической концепции выдающегося русского физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова. В основе научной позиции И.М. Сеченова лежало учение о рефлекторной дуге, как основном механизме работы центральной нервной системы.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: