Скиннер (Skinner)

Беррес Фредерик

1904 – 1990

Выдающийся американский психолог Б.Ф. Скиннер, родился в небольшом городе на востоке США в достаточно состоятельной и образованной семье. В юности Скиннер изучал литературу и собирался стать писателем, однако, познакомившись с работами Павлова и Уотсона, он в 1928 г. занялся изучением психологии в Гарвардском университете. Считая, что он потерял много времени сравнительно со с своими сверстниками, Скиннер разработал оригинальную программу занятий, позволившую ему в 1931 году получить докторскую степень. До 1936 г. он занимался научной работой в Гарварде. Последующие 11 лет Скиннер работал в различных американских университетах, а затем вновь вернулся в Гарвардский университет, где работал профессором психологии до 1974 года.

Работы Скиннера в области психологии и педагогики получили значительную популярность в Америке в 1960 - 1970-е годы, принеся ему множество наград и почетных званий. Среди многочисленных трудов Скиннера следует выделить «Науку и поведение человека», 1953, «Технологии обучения», 1968 и одну из его поздних работ – «Радости зрелого возраста», 1983, где он, с позиций бихевиориста, и на собственном примере, постарался объяснить причины научного долголетия. Скиннер имел на это право: он прожил 86 лет, до последних дней сохраняя оптимизм и завидную работоспособность.

Закончившейся полтора десятилетия назад великой войне. Но, с другой стороны, оно, как и молодежь, испытывало искреннее отвращение к обнажившимся жестокостям и насилию прежней эпохи. Выходом из этого противоречия стала идеология осуждения насилия в любой форме, кроме исключительных случаев, установленных законом.

Прежде всего, это коснулось проблем воспитания и образования. Еще в первой половине 20 века жестокое наказание детей было повсеместной практикой, освященной многовековой традицией. Теперь оно не только изгонялось из употребления по моральным соображениям, но и попадало в разряд уголовно наказуемых деяний. Под вопросом оказалась также целесообразность санкций (неудовлетворительных оценок и т.п.) традиционно принятых в системе образования. Однако каким же тогда путем осуществлять воспитание образования ребенка? Ответ на этот злободневный вопрос как раз и давала система оперантного обучения Скиннера.

Пройдут годы и управление общественной жизнью перейдет в руки поколения бывших бунтарей, для которых система обучения Скиннера, также как и взгляд на природу человеческой личности Сартра и Маслоу уже сами станут традицией. Возможно, в этом состоит одна из причин продолжающейся популярности их идей в наши дни.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: