На заседаниях сессии

Состоявшаяся 22—24 декабря 1949 года сессия Академии Наук СССР, посвященная 70-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, проходила в обстановке исключительного подъема и особой торжественности.

Высшее научное учреждение страны, отмечая вместе со всем совет­ским народом день рождения великого вождя и организатора комму­нистического строительства, чествовало в эти дни гениального ученого, корифея передовой науки — почетного члена Академии Наук СССР, которая столь многим обязана личной заботе и руководству товариша Сталина.

Заседания настоящей сессии Общего собрания Академии Наук СССР были особенно многолюдны. В них приняли участие не только все академики и члены-корреспонденты Академии, ее ведущие научные си­лы, но и представители академий наук союзных республик и других многочисленных научных учреждений, министры, представители Совет­ской Армии, новаторы производства и сельского хозяйства.

22 декабря

ОТКРЫТИЕ СЕССИИ

Открытие сессии состоялось 22 декабря в Колонном зале Дома Союзов. В президиуме собрания — академики во главе с Президентом Академии Наук СССР академиком С. И. Вавиловым и видные пред­ставители советской общественности.

Президент открывает сессию вступительным словом.

Академия Наук СССР, говорит академик С. И. Вавилов, посвя­щает настоящую сессию Общего собрания великому вождю и учителю трудящихся товарищу Сталину.

Вместе со всем советским народом, в единодушии с передовыми людьми всего мира Академия Наук, ее научные работники и все сотрудники восторженно приветствуют гениального человека, который отдает всю свою жизнь, весь свой гений тому, чтобы привести Родину кратчайшим путем к коммунизму.


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ J Г

Великий революционер и государственный деятель, товарищ Сталин — верный ученик Ленина, поднявший вместе с ним победное знамя Октябрьской революции и твердой рукой несущий это знамя во главе всего советского народа. Со Сталиным советские люди впервые в мире построили социалистическое общество и тем положили начало новой эре в истории всего человечества. Под мудрым руководством Сталина Советский Союз, одна шестая земного шара, сделался могучей промышленной социалистической державой, которой не страшны никакие враги.

В эпоху гражданской войны Красная Армия, руководимая Лениным и Сталиным, разгромила интервентов и белогвардейцев и спасла рево­люцию. В суровые годы Великой отечественной войны Советская Армия во главе с Генералиссимусом Сталиным, по его планам, нанесла смертельный удар фашизму и спасла Родину и весь мир от грозной опасности.

Имя Сталина неотделимо от великого завоевания революции — Кон­ституции Советского Союза. Мудрости сталинского руководства обязана наша страна осуществлением национальной политики, сделавшей из на­шей страны могучее содружество народов. Поразительный подъем со­ветской культуры во всех ее видах, культуры многонациональной по форме и монолитно социалистической по содержанию — это достижение сталинского государственного гения.

Преклоняясь перед революционными, государственными и военными заслугами товарища Сталина, советские ученые одновременно ясно ви­дят необычайность дела Сталина в их собственной области — в области науки. Сталин — это ученый невиданно большой силы; наряду с Мар­ксом, Энгельсом и Лениным это один из величайших представителей передовой науки о развитии человеческого общества.

В основу построения социализма в нашей стране положено учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, дающее возможность пред­видеть ход истории и направлять его. Сталин — великий продолжатель марксистско-ленинской науки, Сталину эта наука обязана своим новым развитием.

Решающе велико значение товарища Сталина для роста всех наук в нашей стране. Заботами Сталина советская наука необычайно развилась во всех областях, образовав непрерывный фронт для изучения природы и общества и для изменения их.

То, что давно было достигнуто в марксистской науке о развитии об­щества — постоянная связь с революционной практикой,— в сталинскую эпоху распространяется на всю передовую науку — на естествознание, на технику, на все гуманитарные науки. Наука стала важным государ­ственным делом.

За исключительно выдающиеся заслуги в деле развития мировой науки, в деле дальнейшего всестороннего и глубочайшего развития марксист­ско-ленинского учения Общее собрание нашей Академии 22 декабря 1939 года единогласно избрало товарища Сталина почетным членом Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик.

Академия горда тем, что в ее состав входит величайший государ­ственный деятель и ученый наших дней, и приносит глубочайшую бла­годарность товарищу Сталину за его постоянное внимание к Академии и заботу о ней.

В первые же годы после Октября Академия Наук стала получать от Ленина и Сталина важнейшие указания, касающиеся ее работы. В Сталинскую эпоху старая дореволюционная Академия решительно из­менила свое лицо, характер своей работы. Перевод по указанию

2 Вестник АН СССР, № 1


IS


НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ


товарища Сталина значительной части Академии Наук в Москву в 1934 году означал начало новой эры в ее истории. Академия сделалась важным научным помощником и советчиком государства в разрешении всех народнохозяйственных задач, которые вставали перед страной, строящей свою социалистическую промышленность и сельское хозяйство и идущей к коммунизму.

В тяжелые, напряженные годы Великой отечественной войны товарищ Сталин всемерно заботился об Академии и давал указания по ее рабо­те. «Надеюсь,— писал товарищ Сталин в телеграмме на имя Президен­та Академии Наук СССР академика Комарова от 12 апреля 1942 го­да,— что Академия. Наук СССР возглавит движение новаторов в обла­сти науки и производства и станет центром передовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашего народа и всех других свободолюбивых народов — немецким фашизмом».

В послевоенное время Академия Наук в своей деятельности посто­янно чувствует заботливое внимание и громадную помощь Сталина. Сталин — лучший друг советских ученых.

Мы просим Иосифа Виссарионовича Сталина, заключает академик С. И. Вавилов, принять наш пламенный товарищеский привет по слу­чаю его 70-летия. Вместе со всем народом мы желаем здоровья и сил нашему вождю и другу, нашему учителю во всех его начинаниях, столь полезных государству. Мы знаем, что под испытанным, мудрым руко­водством Сталина Советский Союз придет к коммунизму.

Да здравствует мудрый вождь, друг и учитель трудящихся!

Слава великому Сталину!

Бурной овацией в честь товарища Сталина отвечают участники за­седания на заключительные слова Президента.

Академик Т. Д. Лысенко вносит предложение избрать почетный пре­зидиум сессии в составе Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. Это предложение принимается под горячие, продолжительные аплодисменты.

Академик И. П. Бардин предлагает избрать почетным председателем Общего Собрания Академии Наук СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. Снова гремит овация в честь великого вождя.

Затем на трибуну поднимается старейший академик, Герой Социа­листического Труда Н. Д. Зелинский. Своим звучным голосом академик Зелинский оглашает текст приветствия товарищу Сталину от Академии Наук Советского Союза.

«Дорогой и горячо любимый Иосиф Виссарионович!»,— начинает академик Зелинский, и все присутствующие, повинуясь общему порыву, как один человек, поднимаются со своих мест.

«... В Вашем лице Академия Наук приветствует борца, мыслителя, ученого, посвятившего всю свою жизнь революционной борьбе за осво­бождение рабочего класса и всех трудящихся, мудрого учителя и вождя героической партии большевиков, советского народа и всего прогрес­сивного человечества»,— читает Н. Д. Зелинский, и каждый участник собрания мысленно присоединяется к этим словам приветствия.

«Академия Наук Союза ССР,— продолжает чтение академик Зелин­ский,— гордится тем, что Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, являетесь почетным членом нашей Академии.

Академия Наук Союза ССР и вся армия советских ученых счаст­ливы тем, что в нашей стране победившего социализма наука, следуя Вашим указаниям, действительно служит народу, подчинена задачам повышения благосостояния трудящихся, интересам защиты мира. И с


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 19

чувством большого восхищения мы, ученые, ежечасно убеждаемся в том, что нет ни одной отрасли науки и культуры, где бы не сказалась Ваша направляющая мысль, где бы не отразился Ваш творческий гений».

Последние слова приветствия, выражающие горячее пожелание товарищу Сталину многих, многих лет жизни и здоровья на благо и во славу нашей великой Родины, на счастье трудящихся всего мира,— тонут в сплошном гуле мощной овации, возникающей в зале. Со всех сторон несутся возгласы в честь товарища Сталина, слова здравицы любимому вождю и учителю.

Исполняется Государственный Гимн Советского Союза.

*

Затем сессия переходит к заслушиванию научных докладов. \/ Первым с докладом «Я. В. Сталин и советская наука» выступает академик С. И. Вавилов.

До Ленина и Сталина, подчеркивает С. И. Вавилов, история об­щества не знала примеров такого полного слияния в одних и тех же лицах революционного государственного гения и широчайшей дально­видной научной мысли. Это единство практической активности и твор­ческой теории в деятельности вождей величайшей революции не случай­ность,— оно закономерно и вытекает с неизбежностью из самого существа и особенностей огромного социального процесса превращения капиталистического общества в социалистическое.

Важная особенность совершенно новой фазы в развитии человече­ского общества, фазы, начатой Великой Октябрьской социалистической революцией, указывает академик Вавилов, именно в том и состоит, что впервые история не просто «происходит» сама собой,— она начинает

создано и развивается по плану, построенному на научной основе уче­ния Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.

Тезис о неразрывной связи теории и практики в революционной дея­тельности как до победы революции, так и при построении социалисти­ческого государства проходит красной нитью в работах, речах и вы­сказываниях И. В. Сталина. Слияние его деятельности как революцио­нера и как теоретика, корифея науки постоянно и глубоко органично. Это слияние во многом определило быстрые и потрясающие успехи пролетарской революции.

Надо перечесть, говорит академик С. И. Вавилов, страницы «Вопро­сов ленинизма», «Краткого курса истории ВКП(б)», томы сочинений И. В. Сталина, сравнить их с этапами истории нашей Родины за по­следние 50 лет, чтобы понять весь объем, сложность и дальновидность ленинско-сталинской науки о развитии человеческого общества. Как важнейшие разделы этой науки, тесно и сложным образом взаимо­связанные, могут быть названы: учение об империализме и общем кри­зисе капитализма, учение о диктатуре пролетариата, учение о возмож­ности построения социализма в одной стране, о социалистическом многонациональном государстве, о взаимоотношении пролетариата и крестьянства, об индустриализации страны, о коллективизации сель­ского хозяйства, о Конституции Советского социалистического государ­ства. Эти главы величественного ленинско-сталинского учения о Совет­ском социалистическом государстве, о развитии человеческого об­щества в целом, о путях перехода к коммунистическому обществу

2*


20 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

теснейшим образом вошли в нашу жизнь, и в нашем сознании стерлись грани теоретической мысли и ее воплощения в жизнь.

Ленинско-сталинская наука полностью слилась с практикой нашего социалистического государства.

Продолжая и развивая учение Ленина, И. В. Сталин сосредоточил свое внимание на проблеме диктатуры пролетариата и построении со­циалистического общества в условиях победившей революции и им­периалистического окружения.

Октябрьская революция определила начало новой эры в истории человечества. Она обострила кризис капитализма до максимальной степени. Возникли новые проблемы, касающиеся как самого капитализ­ма, так и отношений между социалистической и капиталистической си­стемой; встал вопрос о дальнейшем существовании капитализма.

И. В. Сталин указал и осуществил решения главнейших социально-экономических проблем для этого своеобразного периода сосуществова-вания двух систем — капиталистической и социалистической. В. И. Ленин открыл закон неравномерного развития капитализма в условиях им­периализма. И. В. Сталин сделал новые, решающие выводы из этого закона.

Теория Ленина — Сталина об осуществимости социализма в одной стране включала в себя прежде всего решение важной проблемы эконо­мического фундамента социализма. В связи с этим И. В. Сталин дал новые решения проблемы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

В своей речи на конференции аграрников-марксистов И. В. Сталин призвал научных работников к решению новых теоретических вопросов в области экономики. Сталинская теория обеспечила социалистическую перестройку сельского хозяйства, победу колхозного строя в деревне.

Важнейшая черта учения И. В. Сталина о развитии СССР на пути к коммунизму заключается в неуклонном утверждении им мирового зна­чения Октябрьской революции. Еще в 1927 году И. В. Сталин пред­угадывал огромный размах революционного движения на Западе и Востоке. События огромной важности, развернувшиеся на наших гла­зах,— победа дела народной демократии в Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии, Албании, Чехословакии, создание Китайской Народной Республики и демократической миролюбивой республики в Германии — подтверждают правильность сталинского анализа положения, сложив­шегося после Октябрьской революции.

Пример деятельности Ленина и Сталина самым решительным' об­разом опрокидывает старые представления о науке как об отвлеченной области мысли, абстрагированной, изъятой из жизни и развивающейся по собственным, внутренним законам. Подлинная, передовая ленинско-сталинская наука вырастает из жизни, вызывается жизнью и переделы­вает жизнь, природу и общество.

Учение Ленина и Сталина необъятно по своей широте, продолжает С. И. Вавилов, оно охватывает самые общие принципы познания при­роды и общества и вместе с тем в самых тонких подробностях анализи­рует и решает практические вопросы сегодняшнего дня. Докладчик детально характеризует философскую диалектико-материалистическую основу этого учения, как она изложена И. В. Сталиным в его замеча­тельных работах.

Философские труды И. В. Сталина вместе с «Материализмом и эмпириокритицизмом» и «Философскими тетрадями» В. И. Ленина составляют тот важнейший первоисточник руководящих идей диалекти­ческого материализма, к которому постоянно прибегает теперь передовая


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 21

наука в своем развитии. Замечательное свойство философии Ленина и Сталина заключается при этом в неразделимой связи самых общих, на первый взгляд кажущихся абстрактными ее положений с практикой истории общества' и культуры, развивающейся на наших глазах.

Как на одно из проявлений гигантской творческой деятельности И. В. Сталина в области теории и практики социалистической револю­ции и построения социалистического государства докладчик указывает на роль товарища Сталина в организации новой, советской науки во всей ее широте и многообразии. Эта наука, возникшая и выросшая на основе наследства, оставленного дореволюционной Россией, имеет право называться новой и по содержанию, и по объему, и прежде всего по своей цели. Советская наука — это народная наука. Ее особые черты как народной науки охарактеризованы в знаменитой речи И. В. Сталина, произнесенной 17 мая 1938 года на приеме работников высшей школы в Кремле. И. В. Сталин провозгласил тогда тост за процветание науки, не отгораживающейся от народа, готовой служить ему не по принуж­дению, а добровольно, с охотой, за науку, открывающую все двери молодым силам страны. Советская наука стала в Сталинскую эпоху народной потому, что она целиком направлена на службу народу, и потому, что в нее влился широким потоком народ из заводских цехов, с колхозных полей. Эта новая, народная наука не хочет быть рабой традиций и смело ломает традиции, нормы и установки, когда они становятся устарелыми. Так, в Советской стране после Октября были решительно сломаны традиции в науке об обществе, в естество­знании, химии, биологии, геологии, в самых разнообразных областях техники, электротехники, гидротехники, машиностроения, авиации и т. д.; возникли новая историческая наука, новая политическая экономия, но­вое учение о праве; победила мичуринская биология; химия и геология превратились в могучее практическое орудие техники; страна электри­фицировалась, появилось московское метро, были построены огромные гидротехнические сооружения, и, к удивлению американских стратегов и дипломатов, советская новая наука в невиданные сроки овладела атомной энергией.

Вопрос о внедрении итогов научного исследования в жизнь, говорит академик С. И. Вавилов, стал основным. Советская страна ставит вне­дрение необходимым условием ученому любой специальности — мате­матику, физику, технику, химику, биологу, геологу, историку, литера­туроведу, экономисту, философу. Для нашей Родины навсегда прошли те времена, когда деятели культуры могли считать, что они существуют якобы «не для битв». Советская наука — прежде всего мощное орудие материального прогресса социалистического общества. Это органическое свойство советской науки непрестанно конкретизируется и закаляется. Важное движение последнего времени, движение содружества ученых и рабочих, науки и производства, особенно ясно выражает это ценней­шее свойство сталинской науки.

Государственное значение советской науки с полной ясностью про­явилось в эпоху сталинских пятилеток и в годы Великой отечественной войны. Направляемые и вдохновляемые гением Сталина, советские уче­ные, инженеры, передовые рабочие и колхозники в короткий срок твор­чески овладели многообразной и сложной техникой и во многих случаях создали ее заново. Эта техника потребовалась для превращения стра­ны из отсталой аграрной в могучее индустриальное государство с гро­мадной новой промышленностью, рациональным сельским хозяйством, с широко разветвленным транспортом и невиданными ранее гидротех­ническими сооружениями.


22 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Государственная роль науки потребовала ясности и организованно­сти в путях ее развития. Армия ученых и инженеров стала приучаться систематически разрабатывать свою стратегию и тактику, согласуя ее с общими государственными народнохозяйственными планами.

Октябрьская революционная победа положила начало совершенно новой эпохе в истории нашей отечественной науки. Помимо отмеченных глубоких принципиальных качественных изменений, это проявилось в огромном росте науки. Немногочисленные ряды ученых дореволюцион­ной России выросли в эпоху Ленина — Сталина в большую армию советских ученых, насчитывающую в своем составе свыше сотни тысяч специалистов различных отраслей. В распоряжении этих ученых на­ходятся теперь тысячи хорошо оборудованных институтов, расположен­ных по всей стране.

Под руководством Ленина и Сталина советская наука неузнаваемо выросла вместе со всей советской культурой, вместе со всей страной. После суровых испытаний нашей Родины в годы Великой отечествен­ной войны, после блистательной победы над фашистами, после того как советский народ, Советская Армия, советские рабочие, инженеры и ученые показали свою силу, организованную советским правительством и партией Ленина — Сталина, И. В. Сталин мог с уверенностью об­ратиться к нашим ученым со знаменитыми словами: «Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не толь­ко догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны». С тех пор как были сказаны эти слова, прошло четыре года, и успехи советской науки за это время были на­столько велики, что нельзя сомневаться в том, что советские ученые близки к решению задачи, поставленной перед ними И. В. Сталиным.

Вместе со всем советским народом, вместе с передовыми людьми всего мира, заканчивает С. И. Вавилов, советские ученые почтитель­но и горячо приветствуют вождя народов, корифея науки, великого Сталина по случаю его семидесятилетия.

Да здравствует величайший человек наших дней, мудрый Сталин!

С докладом «И. В. Сталин и развитие науки в союзных республи-V ках» выступил академик Н. И. Мусхелишвили.

Все национальности нашей страны, сказал докладчик, во главе с великим русским народом участвуют под руководством товарища Сталина в развитии советской науки.

Товарищ Сталин учит, что «период диктатуры пролетариата и строи­тельства социализма в СССР есть период расцвета национальных куль­тур, социалистических по содержанию и национальных по форме, ибо сами-то нации при советском строе являются не обычными «современ­ными» нациями, а нациями социалистическими, так же как их нацио­нальные культуры являются по содержанию не обычными, буржуазны­ми культурами, а культурами социалистическими» (Соч., т. 12, стр. 368).

Указания товарища Сталина в области строительства национальных культур, его помощь и руководство принесли изумительные плоды, раскрыв неисчерпаемые возможности творческого развития культуры на­циональных республик.

После Великой Октябрьской социалистической революции были учреждены академии наук на Украине и в Белоруссии. В 1930 году Академией Наук СССР была выдвинута одобренная и поддержанная товарищем Сталиным задача организации на местах отделений ака­демий наук; впоследствии была создана широкая сеть филиалов и баз


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ

Академии Наук СССР. Все эти важнейшие мероприятия были осуще­ствлены по непосредственному указанию товарища Сталина.

Корифей науки, почетный академик Академии Наук СССР, товарищ Сталин проявляет непрестанное внимание к развитию и деятельное™ академических и других научных учреждений.

В настоящее время имеются 10 академий наук союзных республик, 16 филиалов и один стационар Академии Наук СССР. Девять филиалов расположены в национальных республиках — в Киргизской, Туркмен­ской, Таджикской, Молдавской и Карело-Финской ССР, в Коми, Татар­ской, Дагестанской и Якутской АССР. В 10 академиях наук союзных республик и филиалах Академии Наук СССР имеется в настоящее время свыше 450 научно-исследовательских учреждений.

Выросли и окрепли национальные кадры научных работников из местного коренного населения союзных республик. В настоящее время в 10 национальных академиях имеется 271 действительный член ака­демий и 210 членов-корреспондентов, всего в академиях наук союзных республик работает до 7 тыс. научных сотрудников, а в филиалах Ака­демии Наук СССР — около 2 тыс. научных и научно-технических со­трудников.

Такая республика, как Казахстан, не имевшая в прошлом ни одного сколько-нибудь значительного научно-исследовательского учреждения, имеет теперь свою академию наук — подлинный центр передовой со­ветской науки, помогающий решать большие народнохозяйственные и культурные задачи. Основным содержанием работы Академии Наук Казахской ССР, как и других научных учреждений Республики, являет­ся комплексное изучение ее природных ресурсов и установление пере­довых методов их использования.

В 1948 году учеными Академии Наук Казахской ССР было переда­но для внедрения в промышленность, сельское хозяйство и транспорт более 100 законченных научно-исследовательских работ и ценных пред­ложений. Особенного внимания заслуживают геологические работы, проводимые под руководством президента этой академии, выдающегося геолога, академика К. И. Сатпаева.

В военные и послевоенные годы имел место бурный рост научных кадров Академии Наук Казахской ССР; после 1941 года число науч­ных работников, включая аспирантов, возросло в 14 раз, при этом число ученых, имеющих ученую степень доктора наук, увеличилось в 28 раз, а число кандидатов наук — в 32 раза. В составе Академии немало женщин-казашек, имеющих ученую степень доктора или канди­дата наук.

Всемерно укрепляя содружество науки с производством, трудятся ученые Академии Наук Армянской ССР. Основание этой Академии в период Великой отечественной войны было яркой демонстрацией силы и могущества Советского государства, непрестанной заботы о науке со стороны товарища Сталина.

Основное внимание в плане работ Академии Армянской ССР об­ращено на исследование природных богатств Республики, на освоение новых земель, создание новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, развитие промышленности, изучение истории и литературы, ягъжа, ^\\-лософ\\\\ \\ искусства Арадевдга..

Заслуживают особого внимания выдающиеся работы армянских ученых в области физико-математических наук. Работы действительных членов Академии Наук Армянской ССР А. И. Алиханова и А. И. Али-ханяна открыли новые, доселе неизвестные частицы материи. Выдаю­щимся вкладом в советскую мировую науку является открытие


21 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

президентом этой академии, членом-корр. АН СССР В. А. Амбарцумя-ном так называемых звездных ассоциаций.

Сотни- лучших представителей национальной интеллигенции работают в Академии Наук Грузинской ССР. Созданная в 1941 году, эта акаде­мия в трудных условиях войны непрерывно росла и развивалась.

На основе трудов геологических, ботанических и сельскохозяйствен­ных учреждений Академии Наук Грузинской ССР достигнуты большие успехи в изучении и развитии производительных сил Республики, освое­нии ее богатых природных ресурсов. Институтом строительного дела Академии проделана большая работа по освоению новых строительных материалов. Труды грузинских математиков, особенно прикладного ха­рактера, хорошо известны в Советском Союзе и за его пределами.

Работы Академии в области истории грузинского народа привели к открытиям первостепенного значения. Основатель школы грузинских историков, ныне покойный академик И. А. Джавахишвили, его ученик, безвременно скончавшийся академик С. Н. Джанашиа и действитель­ный член Академии Наук Грузинской ССР Н. А. Бердзенишвили были удостоены Сталинской премии за составленный ими первый марксист­ский учебник истории Грузии.

Огромную работу проделала со времени своего основания и Акаде­мия Наук Азербайджанской ССР. В пятилетнем плане этой академии более 100 крупных проблем, среди которых ведущими являются такие, как дальнейшее изучение и развитие нефтяной промышленности, исполь­зование полезных ископаемых и энергетических ресурсов, интенсифика­ция сельского хозяйства.

Академия Азербайджанской ССР работает над актуальными теоре­тическими проблемами, вопросами марксистско-ленинской философии и истории общественной мысли в Азербайджане. Академия ведет боль­шую работу в области языка и письменности азербайджанского народа. Ряд работников Академии удостоен Сталинских премий.

Ученые Академии Наук Украинской ССР принимают самое актив­ное участие в осуществлении сталинского плана преобразования при­роды. Значительные успехи достигнуты ими в области изучения геоло­гического строения территории Республики и новых перспективных рай­онов природных газов, бурого угля, железных руд и редких металлов.

В институтах отделений Биологических и Сельскохозяйственных наук Академии ведутся большие работы по дальнейшему развитию научного наследства классиков отечественной агрономии — Докучаева, Вильямеа, Тимирязева, Мичурина.

Академия Наук Белорусской ССР также ведет созидательную работу по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяй­ства и национальной культуры Республики.

Академией составлены почвенная карта и очерк почв Белоруссии, разработаны методы повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Изучены естественно-исторические особенности образования перекатов в реках. Выполнены важные исследования минеральносырье-вых ресурсов и подземных вод. Ведутся работы по усовершенствованию торфодобычи и технологии лесохимической промышленности.

Республиканские академии работают в тесном контакте друг с дру­гом и с Академией Наук СССР. Недавно созданный по указанию товарища Сталина Совет по координации научной деятельности акаде­мий наук союзных республик приобретает все большее значение.

Развитие науки в национальных республиках позволяет многим из республиканских академий решать крупные научные проблемы, значе­ние которых выходит далеко за пределы местных интересов и задач.


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 25

Это, в частности, относится к работам по астрономии и физике в Ар­мянской ССР, по математике, механике и физиологии в Грузинской ССР, по геологии в Казахской и Азербайджанской ССР, по технике и биологии в Украинской ССР.

Такие ученые, как президент Академии Наук Армянской ССР, член-корр. АН СССР В. А. Амбарцумян, президент Академии Наук Казах­ской ССР академик К. И. Сатпаев, действительный член Академии Наук Украинской ССР Е. О. Патон и другие, являются крупнейшими советскими учеными, создавшими собственные научные школы.

За последние 10—15 лет во всех союзных и автономных республиках учеными, работающими в республиканских академиях наук, в филиалах Академии Наук СССР, а также в других научных учреждениях, много сделано в области создания грамматик местных * языков, толковых и других словарей, учебных пособий для школ и высших учебных заведе­ний. Лингвисты, философы и историки проделали на идеологическом фронте большую работу по разоблачению ряда враждебных теорий в области общественных наук, что содействовало подъему культуры на­родов СССР, национальной по форме и социалистической по содержа­нию. Основное внимание в их работе было направлено на вопросы языка и письменности, истории национальных литератур, истории наро­дов национальных республик.

За 10 лет со времени учреждения премий имени И. В. Сталина мно­гие ученые в академиях наук союзных республик, так же как и нацио­нальные писатели, художники, передовые работники народного хозяй­ства, удостоены звания лауреата Сталинской премии.

Сталинская забота о развитии советской науки, подчеркивает акаде­мик Н. И. Мусхелишвили, помогает трудящимся нашей страны моби­лизовать все свои силы на строительство коммунизма. Товарищ Сталин любовно растит советскую интеллигенцию, мудро направляет развитие советской науки в наших республиках. Вдохновляемые великим продол­жателем дела Ленина — любимым вождем и учителем товарищем Сталиным, ученые трудятся на благо народов нашей советской Родины, постоянно чувствуя сталинскую помощь, сталинскую заботу о развитии науки в союзных республиках и областях многонационального Совет­ского государства. Мы, ученые всех национальностей СССР, заканчи­вает свой доклад академик Н. И. Мусхелишвили, от всего сердца желаем великому Сталину здоровья и многих лет жизни на благо на­шей Родины, на благо советской науки.

Заключительным в первый день сессии явился доклад академика I А. Я- Вышинского «Учение И. В. Сталина о государстве».

Охарактеризовав основные моменты ленинско-сталинской теории пролетарской революции, А. Я- Вышинский подверг углубленному рас­смотрению вопрос о диктатуре пролетариата как необходимом условии для строительства социализма. Докладчик подчеркивает огромное зна­чение данного' товарищем Сталиным классического определения трех ос­новных сторон диктатуры пролетариата, которые состоят в следующем:

«1) Использование власти пролетариата для подавления эксплуата­торов, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями дру­гих стран, для развития и победы революции во всех странах.

2) Использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства, этими массами со стороны пролетариата.


26 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

3) Использование власти пролетариата для организации социализ­ма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество.

...Только все эти три стороны, взятые вместе, дают нам полное, и законченное понятие диктатуры пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 30—31).

Ленин открыл Советскую власть как новую форму государственной организации. Особенность Советской власти как новой формы государ­ственной организации Ленин определил словами: «...Для перехода от буржуазного строя к социалистическому, для диктатуры пролетариата, республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов является не только формой более высокого типа демократических учреждений (по сравнению с обычной буржуазной республикой при Учредительном собрании как венце ее), но и единственной формой, способной обеспечить наиболее безболезненный переход к социализму» (Соч., т. 26, стр. 340).

Товарищ Сталин показал значение Советов как политической осно­вы победившего социализма, как политической основы социалистиче­ского государства рабочих и крестьян.

Огромна заслуга товарища Сталина в разработке вопроса о значе­нии пролетарской диктатуры, о роли Советов как государственной фор­мы диктатуры пролетариата, о значении советского государственногс аппарата.

Говоря о некоторых особенностях тактики большевиков в период подготовки Октября, товарищ Сталин показал великое всемирно-исто­рическое значение Советов как основного организационного рычага, вплотную подводящего миллионные массы трудящихся к победе дикта­туры пролетариата. Напомнив данную Лениным характеристику Сове­тов как новой государственной машины, обеспечивающей все условия победы пролетарской революции, товарищ Сталин показал путь, кото­рым Советы повели народные массы к Октябрю.

Товарищ Сталин всегда ориентирует партию и весь советский народ на укрепление пролетарской диктатуры и Советского государства как политической формы диктатуры пролетариата, защищая чистоту и ве­личие ленинского учения о социалистическом строительстве от оппорту­нистических, контрреволюционных извращений.

Товарищ Сталин, исходя из принципов ленинизма, дал законченное разрешение проблемы партии и Советского государства — важнейшей и актуальнейшей проблемы социалистического строительства: «Без пар­тии, как основной руководящей силы, невозможна сколько-нибудь дли­тельная и прочная диктатура пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 36).

Основываясь на ленинском положении о том, что партия есть выс­шая форма классового объединения пролетариев и что ее политическое руководство должно быть распространено на все другие формы органи­зации пролетариата, в том числе и на Советы, товарищ Сталин развил учение о руководящей роли партии рабочего класса в социалистическом строительстве.

Сталин укрепил и развил учение о социалистическом государстве, опираясь на опыт социалистического строительства в СССР, строитель­ства и развития Советского социалистического государства.

Победа социализма в СССР в результате ликвидации эксплуататор­ских классов и прочного установления государственной и общественной собственности — основы всего политического и общественного советского строя — выдвинула ряд проблем в области учения о государстве. Эти теоретические проблемы, имевшие к тому же серьезное практическое значение, требовали ответа. Важнейшая из этих проблем касалась


ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 27

судьбы самого государства, касалась вопроса о том, оправдано ли при отсутствии в стране враждебных классов, в условиях движения нашего общества к коммунизму существование государства.

В своем выступлении на XVIII съезде партии товарищ Сталин дал развернутое учение о социалистическом государстве и тем самым раз­вил марксистско-ленинскую теорию в этой важной, решающей области научного коммунизма.

"Великая заслуга Сталина в том, что он продолжил и завершил на­чатую Лениным, но, вследствие преждевременной смерти нашего вели­кого учителя, не оконченную им работу по теории государства. Развив далее это учение Ленина, Сталин открыл новую страницу в теории государства и социалистического государства в особенности.

Академик А. Я. Вышинский подробно характеризует функции со­ветского государства в том понимании, как учит товарищ Сталин.

Сталинское учение о социалистическом государстве — дальнейшая, высшая ступень в развитии марксистско-ленинской науки о государ­стве. Оно является вместе с тем обобщением богатейшего опыта социа­листического строительства в могущественнейшей стране, на протяже­нии всех лет своего существования беспрестанно преодолевавшей гро­мадные препятствия в разрешении своих социалистических задач. Сталинское учение дает могучую силу ориентировки странам народной демократии, ставшим на путь социалистического строительства.

Теоретические работы и организационно-практическая деятельность товарища Сталина обеспечили глубоко принципиальную политику Советской власти в национальном вопросе, давшую блестящие резуль­таты. С чувством законной гордости говорил товарищ Сталин на Чрез­вычайном VIII Всесоюзном съезде Советов о нашем опыте образова­ния многонационального государства на базе социализма как об удав­шемся опыте, как о несомненной победе ленинской национальной по­литики.

Развивая ленинские идеи о советской федеративной государствен­ной системе, товарищ Сталин дал развернутое изложение конституци­онных принципов Советской федерации.

В 1918 году товарищ Сталин наметил основные пути создания Со­ветской федерации как свободного союза народов. В 1922 году товарищ Сталин обрисовал контуры будущего Союза Советских Социа­листических Республик, запечатлев это в исторической «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», при­нятой I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.

Высшим торжеством социалистической государственности является наша великая Конституция, по справедливости названная народом Сталинской Конституцией.

Развивая дальше ленинскую теорию построения социализма в одной стране, товарищ Сталин учит, что возможно построить коммунизм в одной, отдельно взятой стране в условиях капиталистического окруже­ния. Товарищ Сталин показал вместе с тем роль и значение социали­стического государства в деле победоносного коммунистического строи­тельства.

Союз Советских Социалистических Республик, говорит академик А. Я- Вышинский, превратился в могущественную социалистическую державу, предстал перед всем миром как олицетворение всего, что есть лучшего в мире, как воплощение всемирно-исторических побед и завое­ваний революционных рабочих и крестьян нашей страны, как несокру­шимый оплот свободы, независимости и счастья всех свободолюбивых народов.


2S НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Экономическая и политическая мощь Советского Союза, опирающе­гося на несокрушимый союз рабочих и крестьян и братскую дружбу народов, является основой как внутренней, так и внешней политики Советского государства.

Далее А. Я. Вышинский на многочисленных примерах из истории дипломатической борьбы Советского Союза за мир в послевоенный пе­риод показывает глубокую правоту и принципиальность внешней по­литики, осуществляемой под руководством товарища Сталина.

Внешняя политика Советского Союза, говорит академик А. Я- Вышинский,— политика последовательной и мужественной защиты мира и противодействия любым попыткам развязать новую войну. Тако­ва внешняя политика СССР, продиктованная принципами великого учения Ленина — Сталина, отвечающая кровным интересам советского и всех других миролюбивых народов, подлинно социалистическая поли­тика. Сила этой политики — в ее великих целях, в ее высоких принци­пах, в ее жизненной правде, несущей процветание и счастье сотням миллионов трудящихся людей, всему человечеству.

Советская внешняя политика, заключает докладчик, потому не знает поражений, потому непобедима, что она выражает волю народов Советского Союза, потому, что во главе советских народов стоит партия Ленина — СталинЗ, боевой авангард миллионных народных масс, ве­дущий под руководством товарища Сталина народы нашей Родины вперед и вперед — к коммунизму.


23 декабря

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Второе заседание сессии происходило 23 декабря в Московском Доме ученых.

Заседание открылось докладом академика Б. Д. Грекова, «И. В. Сталин и историческая наука».

Отметив исторический подход товарища Сталина ко всем явлениям общественного развития, докладчик указал, что И. В. Сталин своими работами в области теории исторического процесса защитил историче­скую науку от попыток ее уничтожения, творчески развил марксизм-ленинизм в новых условиях, в эпоху победы социализма в СССР и на­растающей волны социалистических революций в других странах.

С кристаллической ясностью и неотразимой силой убедительности И. В. Сталин говорит об истории как науке. В своей работе «О диа­лектическом и историческом материализме» товарищ Сталин пишет: «наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений общественной жизни, может стать такой же точной наукой, как, ска­жем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения» («Вопросы ленинизма», изд. 13-е, стр. 544).

Трудно переоценить значение этой краткой, но насыщенной глубо­чайшим содержанием характеристики, указывает академик Б. Д. Гре­ков. Сущность исторической науки, ее роль в революционно-практиче­ской деятельности партии рабочего класса, величайшая ответствен­ность, ложащаяся тем самым на каждого из нас, историков, стали пре­дельно ясными

Эти сталинские слова, особо подчеркивает докладчик, прозвучали в то время, когда в капиталистическом мире особенно распространен­ными и господствующими сделались реакционные теорийки, отрицаю­щие закономерность в общественном развитии и низводящие роль исто­рической науки до описания якобы неповторимых индивидуальных явлений. Буржуазными, по своему существу, были и воззрения так называемой «школы» Покровского, грозившие ликвидацией историче­ской науки в нашей стране.

Вмешательство товарища Сталина, разработанные под его руковод­ством известные решения Центрального Комитета нашей партии и совет­ского правительства, осудившие извращения «школы» Покровского, созда­ли коренной перелом в развитии исторической науки и исторического образования в СССР. Ибо «только в борьбе с буржуазными предрас­судками в теории,— учил и учит товарищ Сталин,— можно добиться укрепления позиций марксизма-ленинизма». Весь путь развития совет-



НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ


ской исторической науки, направшяемой И. В. Сталиным,— это путь не­примиримой борьбы против враждебной буржуазной идеологии, ее пере­житков и влияний.

Товарищ Сталин учит, что отдельные общественные явления надо рассматривать как звенья единого процесса развития общества, ибо «без такого исторического подхода к общественным явлениям невоз­можно существование и развитие науки об истории, ибо только такой подход избавляет историческую науку от превращения ее в хаос слу­чайностей и в груду нелепейших ошибок» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 540).

Весьма поучительны, продолжает академик Греков, замечания товарища Сталина о развитии военного искусства. Клаузевиц, указы­вал товарищ Сталин в письме к т. Разину, устарел, потому что он был «представителем мануфактурного периода войны. Но теперь у нас машинный период войны. Несомненно, что машинный период требует новых военных идеологов. Смешно брать теперь уроки у Клаузевица» («Большевик», 1947, № 3, стр. 7).

Видеть в истории новое, развивающееся, его рост и борьбу со ста­рым — это значит в первую очередь раскрыть во всей полноте и все­объемлющем значении производительную деятельность и освободи­тельную борьбу трудящихся масс — решающие силы общественного развития. «...Историческая наука, если она хочет быть действительной наукой,— подчеркивает товарищ Сталин,— не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» государств, а должна, преж­де всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 552). В этих словах товарища Сталина сформулирована генераль­ная линия развития советской исторической науки. В них — программа научных изысканий громадного масштаба на многие годы, в осущест­влении которой мы сделали только первые шаги.

Неоценимое значение для борьбы с буржуазными фальсификация­ми, для развития исторической науки имеют известные указа'ния товарища Сталина о трех революциях, отделяющих три эпохи мировой истории: это — революция рабов, уничтожившая рабовладельческий строй, революция крепостных, покончившая с феодализмом, и проле­тарская революция, ведущая к ликвидации капитализма и эксплуатации вообще. Никогда и нигде еще с такой точностью не были показаны сущность и характер революционного перехода от одной общественной формации к другой.

Товарищу Сталину принадлежат классические труды по националь­ному вопросу. Это — настольные книги историка. Возьмем ли мы, го­ворит академик Б. Д. Греков, проблему происхождения наций и их со­циальную природу, проблему образования многонациональных госу­дарств, весь многообразный круг сложнейших вопросов, связанных с изучением национальных движений в прошлом и настоящем, историю национальной культуры и т. д. и т. п.,— по всем этим вопросам мы находим в трудах И. В. Сталина и основополагающие мысли и множе­ство конкретных указаний, каждое из которых способно вызвать к жизни не одно исследование.

Громадное значение имели и имеют по сей день указания товарищей Сталина, Жданова и Кирова по вопросам отечественной истории, сделанные ими в 1934 году: «Нам нужен такой учебник исто­рии СССР, где. бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР — это во-первых,— и где бы история народов


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ 31

СССР не отрывалась от истории общеевропейской и, вообще, мировой истории,— это во-вторых».

Блестящим образцом диалектического разрешения вопроса о соот­ношении национального и интернационального в истории является ана­лиз исторических корней ленинизма, данный товарищем Сталиным. Ленинизм, указывает И. В. Сталин,— явление интернациональное, «имею­щее корни во всем международном развитии, а не только русское». Но возникнуть он должен был именно в России, ибо она была узло­вым пунктом противоречий империализма, ибо «только в России су­ществовала реальная сила, могущая разрешить противоречия империа­лизма революционным путем» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 6), ибо Россия стала на рубеже XIX и XX веков центром международного революционного движения.

Указания И. В. Сталина всегда служили и служат могучим рычагом в развитии исторической мысли. Товарищем Сталиным дана общая схема развития производительных сил человечества. Им с исчерпываю­щей ясностью определена роль идей, особенно передовых идей, в обще­ственном развитии. Им охарактеризованы важнейшие эпохи и деятели отечественной истории, как и истории всемирной. Товарищем Сталиным раскрыты закономерности развития советского общества, его движущие силы, источники великой победы советского народа в Отечественной войне. Сталинский анализ общего кризиса капитализма, коренных изме­нений в соотношении сил на мировой арене, развития международного революционного и коммунистического движения, хода национально-освободительной борьбы в колониях — ключ к пониманию новейшей истории стран Запада и Востока. А ведь это далеко не все проблемы, поставленные и решенные товарищем Сталиным.

«...Марксизм,—: говорит И. В. Сталин,— на все смотрит с историче­ской точки зрения...» Поэтому обращение к истории естественно про­ходит во всех сталинских трудах, причем каждое, даже небольшое, сталинское замечание поворачивает знакомые исторические факты но­вой стороной и освещает их новым светом, помогая историкам разре­шать запутанные, сложные вопросы и разбивать лживые версии и кон­цепции буржуазной историографии.

Невозможно, указывает докладчик, даже кратко охарактеризовать все, что сделано И. В. Сталиным для развития советской исторической науки. Достаточно сказать, что им создана «История ВКП(б)». В этой книге сказано главное о важнейших событиях всемирной истории конца XIX и первых десятилетий XX века. Для нас, историков, говорит акаде­мик Греков, сталинский труд — высочайший образец строго научного и страстно партийного исторического исследования.

Не раз мудрое слово И. В. Сталина предостерегало от ошибок, ука­зывало на недостатки, помогало устранению их и направляло всю ра­боту советских историков на верный путь.

Последовательное проведение в жизнь советскими историками указа­ний И. В. Сталина — великого вождя и ученого — является залогом дальнейшего расцвета исторической науки, заканчивает докладчик.

С докладом «Вклад И. В. Сталина в теорию марксизма-ленинизма» выступил член-корр. АН СССР П. Н. Поспелов.

Великая Сталинская эпоха, в которую мы живем, указал доклад­чик, эпоха победы социализма и строительства коммунизма на одной шестой части земли, победы народной демократии в ряде стран Европы и Азии, принесла учению марксизма полный триумф. Всеми своими все­мирно-историческими победами партия Ленина — Сталина обязана тому,.


32 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ '

что она всегда руководствовалась и руководствуется верным компасом — марксистско-ленинской теорией, развиваемой и обогащаемой великим корифеем науки об обществе, науки о революции — товарищем Сталиным. Весь ход исторических событий подтвердил и подтверждает оценку, данную на XVII съезде ВКЩб) товарищем Сталиным большевистской партии как партии, руководствующейся всесильным учением марксизма-ленинизма. Вспомним, говорит докладчик, хотя бы некоторые события, связанные со второй мировой войной и характеризующие банкротство политики буржуазных правящих партий и торжество политики комму­нистической партии СССР и братских коммунистических партий. Как опозорились, например, коварные «мюнхенские» политики, под флагом «невмешательства» поощрявшие Гитлера, с тем чтобы «канали­зировать» гитлеровскую агрессию на Восток и погубить страну социа­лизма. Как оправдались мудрые слова товарища Сталина на XVIII съез­де 1УК.ТЦ6) о том, что «большая и опасная политическая игра, начатая сторонниками политики невмешательства, может окончиться для них серьезным провалом» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 572).

Предвидение товарища Сталина, основанное на марксистско-ленинском научном анализе, блестяще подтвердилось. Вторая мировая война, возникшая как результат развития мировых экономических и по­литических сил на базе современного монополистического капитализма, на базе закона неравномерности развития капиталистических стран в условиях империализма,— обошлась мировому капитализму еще доро­же, чем первая мировая война. Не может быть сомнения в том, что если империалисты попытаются развязать третью мировую войну, то эта война явится могилой уже не-для отдельных капиталистических госу­дарств, а для всего мирового капитализма.

Величайшей заслугой товарища Сталина, продолжает докладчик, является то, что он развил и продолжает развивать марксистскую тео­рию, марксистскую науку об обществе.

Товарищ Сталин раскрыл закономерности исторического развития в новую историческую эпоху, когда социализм победил на одной шестой части земли. В классическом труде товарища Сталина «Об основах ленинизма» все идейное содержание ленинского наследства рассмотрено и обобщено под углом зрения новой исторической эпохи и боевых за­дач пролетарских партий. Это означало гигантский шаг вперед в раз­витии науки марксизма-ленинизма.

Товарищ Сталин дал классическое определение ленинизма: «Лени­низм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции». Сталинское определение ленинизма как марксизма эпохи империализма подчеркнуло творческий характер ленинизма. Оно нанесло удар по вра­жеским, меньшевистским попыткам изобразить ленинизм учением, воз­никшим лишь после империалистической войны и применимым лишь к национальной русской обстановке.

Еще в годы первой русской революции И. В. Сталин выступил как крупнейший теоретик партии, защищая и развивая ленинские положе­ния о великом значении социалистического сознания, о необходимости гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции.

Товарищ Сталин показал, что еще в те годы В. И. Ленин создал основы стройной теории социалистической революции, которая в ка­честве обязательного момента социалистической революции включала союз пролетариата и полупролетарских элементов города и деревни как условие победы пролетарской революции.

Ленин открыл закон неравномерности экономического и политиче­ского развития в период империализма и сделал отсюда гениальный вы-


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ


S3


вод о возможности прорыва фронта империализма, о возможности по­беды социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Опи­раясь на этот закон, товарищ Сталин поднял на огромную высоту ленинскую теорию о возможности и необходимости победы пролетар­ской революции, победы социализма первоначально в отдельных стра­нах.

В своих выступлениях на VI съезде РСДРП (б) (июль —август 1917 года) товарищ Сталин доказал, что именно в России создалась наиболее благоприятная обстановка для прорыва фронта мирового империализма. Он дал отпор оппортунистам, перепевавшим меньшеви­стские мотивы о том, что Россия якобы не созрела для социалистиче­ской революции, что социализм может притти только с Запада, из бо­лее развитых капиталистических стран и т. п.

В дальнейшем товарищ Сталин отстоял ленинскую теорию социали­стической революции в непримиримой борьбе против неоменьшевист­ской троцкистско'-зино'вьевской оппозиции, против бухаринско-рыков-ской правооппортунистической оппозиции, отстоял и развил ленинское учение о возможности победы социализма первоначально в одной стране.

Товарищ Сталин дал классическую характеристику общего кри­зиса капитализма, возникшего еще в период первой империалистиче­ской войны, подточившего устои капитализма и облегчившего наступле­ние экономического кризиса.

Товарищ Сталин указал, что «империалистическая война и её по­следствия усилили загнивание капитализма и подорвали его равнове­сие, что мы живём теперь в эпоху войн и революций, что капитализм уже не представляет единственной и всеохватывающей системы миро­вого хозяйства, что наряду с капиталистической системой хозяйства существует социалистическая система, которая растёт, которая преуспе­вает, которая противостоит капиталистической системе и которая самым фактом своего существования демонстрирует гнилость капитализма, расшатывает его основы» (Соч., т. 12, стр. 246).

И. В. Сталин является великим теоретиком национального во­проса. Еще накануне первой мировой войны товарищ Сталин разрабо­тал теорию и программу партии по национальному вопросу, исходя из того положения, что «национальный вопрос есть часть общего вопроса о развитии революции, что на различных этапах революции националь­ный вопрос имеет различные задачи, соответствующие характеру рево­люции в каждый данный исторический момент, что сообразно с этим меняется и политика партии в национальном вопросе» (Соч., т. 11, стр. 350).

С гениальной глубиной и мудростью товарищ Сталин разработал вопросы политической стратегии и тактики как науки о руководстве классовой борьбой пролетариата, о руководстве его революционной борьбой. Классическая работа «Об -основах ленинизма» (раздел «Стра­тегия и тактика»), работы «О политической стратегии и тактике рус­ских коммунистов», «К вопросу о стратегии и тактике русских комму­нистов», доклады товарища Сталина на съездах партии и другие его работы научно освещают законы руководства классовой борьбой про­летариата, опираясь на исторический опыт партии Ленина — Сталина, на опыт трех революций, на опыт международного рабочего движения.

Стратегия пролетариата, указывает товарищ Сталин, должна цели­ком опираться на данные теории марксизма. «Теория марксизма, изу­чая объективные процессы капитализма в их развитии и отмирании,

3 Вестник АН СССР, № 1


34:


НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ


приходит к выводу о неизбежности падения буржуазии и захвата вла­сти пролетариатом, о неизбежности замены капитализма социализмом. Пролетарская стратегия,— учит товарищ Сталин,— может быть назва­на действительно марксистской лишь в том случае, если в основу её работы будет положен этот основной вывод теории марксизма» (Соч., т. 5, стр. 162).

Великий стратег пролетариата, товарищ Сталин показал и показы­вает непревзойденные гениальные образцы марксистской пролетарской стратегии, обеспечившей всемирно-исторические победы социализма, ве­дущей нас к коммунизму. В Великой отечественной войне против гитле­ровской Германии победила передовая советская военная наука, создан­ная гениальным стратегом социалистической революции, величайшим полководцем всех времен — товарищем Сталиным.

Развивая ленинское учение о пролетарской революции и о диктату­ре пролетариата, товарищ Сталин показал, что одно из важнейших различий между пролетарской и буржуазной революцией сводится к то­му, что буржуазная революция, захватив власть, приводит ее 'в соот­ветствие с уже имеющейся налицо буржуазной экономикой, а основная задача пролетарской революции заключается в том, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.

Товарищ Сталин, продолжая дело Ленина, опираясь на опыт 20-лет­него существования Советского государства, создал цельную и закон­ченную теорию социалистического государства, показал его великую революционную, преобразующую роль, научно доказал, что государство сохранится и при коммунизме, если к тому времени еще останется ка­питалистическое окружение.

В своих трудах товарищ Сталин отстоял и развил ленинское учение о партии нового типа, способной повести пролетариат на завоевание власти, о партии как руководящей и направляющей силе советского об­щества и советского государства.

В своем историческом докладе на XVIII съезде ВКЩб) товарищ Сталин, развив и конкретизировав теорию о возможности построения социализма в одной стране, пришел к гениальному выводу о возможно­сти построения коммунизма в нашей стране даже в том случае, если сохранится капиталистическое окружение.

Этим теоретическим открытием товарищ Сталин обогатил ленинизм, дал партии и народу широкую перспективу борьбы за победу комму­низма.

Товарищ Сталин разработал основные положения политической эко­номии социализма. Он дал марксистский анализ социалистического спо­соба производства, указал, как видоизменяется в условиях социалисти­ческого хозяйства закон стоимости, разработал проблемы расширенно­го социалистического воспроизводства, разбив правооппортунистические теории «равновесия», «самотека» в социалистическом строительстве. Товарищ Сталин, опираясь на указания Ленина, разработал пути и ме­тоды построения социалистического общества — положение о социали­стической индустриализации, теорию коллективизации сельского хозяй­ства, положение о советской торговле, о роли советских денег. Товарищ Сталин раскрыл новые экономические законы, действующие в социали­стической системе народного хозяйства. Он указал основные задачи социалистического планирования.

Еще на XVIII съезде ВКХЦб) товарищ Сталин поставил задачу пе­регнать главные капиталистические страны экономически, т. е. по уров­ню производства на душу населения. «Только в том случае, если пере-


ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ S3

гоним экономически главные капиталистические страны,—-указывал товарищ Сталин,— мы можем рассчитывать, что наша страна будет пол­ностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие про­дуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 578—579).

В послевоенный период товарищ Сталин поставил перед советскими учеными задачу не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны. Советская социалисти­ческая культура, несущая в массы передовые идеи, формирующая новое, коммунистическое мировоззрение, неизмеримо превосходит реакционную буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и разложе­ния. В советском обществе наука и культура впервые стали доступны­ми для миллионов трудящихся. Партия Ленина — Сталина в качестве одной из задач построения коммунистического общества ставит задачу уничтожения противоположности между умственным и физи­ческим трудом. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем», — го­ворил товарищ Сталин на XVIII съезде ВКТЦб) («Вопросы ленинизма», изд. П'-е, стр. 609).

Мудрые произведения И. В. Сталина, заключает докладчик, учат миллионы, как надо бороться и побеждать, укрепляют у пролетариев всего мира веру в непобедимость великого учения Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, которое всесильно, потому что оно верно.

Слово для доклада «Развитие марксистского диалектического мето­да в трудах И. В. Сталина» предоставляется академику М. Б. Митину.

Марксистская диалектика, говорит докладчик,— единственно науч­ный творческий метод, дающий возможность большевистской партии с научной точностью вскрывать закономерности исторического развития общества и на этой основе правильно развертывать свою практическую деятельность. Творческое применение марксистского диалектического ме­тода к анализу особенностей каждой исторической полосы, теоретиче­ское его обогащение на основе решения новых задач занимает одно из важнейших мест в трудах И. В. Сталина. То, что дано товарищем Сталиным в учении о марксистском диалектическом методе, представ­ляет собой новый шаг вперед в развитии диалектического материа­лизма.

И. В. Сталин — великий мастер диалектического метода. Он отто­чил это творческое орудие познания законов исторического движения и решения самых сложных и актуальных вопросов рабочего движения, борьбы коммунизма против капитализма. То, что сделано И. В. Сталиным в развитии марксистского диалектического метода, в теоретической трактовке его основных черт, в диалектическом анализе всех вопросов новой исторической полосы,— это вершина в развитии марксистской философии, в развитии марксистского диалектического метода.

На основе анализа сложнейших и острейших противоречий борьбы двух систем в международном масштабе, сложнейших противоречий переходного периода от капитализма к социализму, на основе анализа противоречий периода социализма и постепенного перехода от социа­лизма к коммунизму в СССР товарищ Сталин научно обосновал зада­чи большевистской партии, пути и методы их решения. Научный анализ всех этих форм и типов противоречий составил новую страницу в разви­тии общественной науки, дал новое обогащение марксистского диалекти­ческого метода в целом.

з*


36 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Теоретическая разработка И. В. Сталиным марксистского диалекти­ческого метода опирается также на новейшее развитие естествознания, на рост и процветание диалектика-материалистического естествознания в СССР. В эту новую историческую эпоху в области естественных наук произошли события огромной принципиальной важности. Можно ска­зать, что народилось диалектико-материалиетичеекое естествознание. Получила свое блестящее развитие мичуринская биология, построенная на диалектико-материалистических методологических основах. Значение этого факта в истории науки столь велико, что бесспорно можно гово­рить о новой эпохе в развитии биологии. За этот же период выросла павловская материалистическая физиология, означаю­щая новый этап в развитии физиологии и медицины. Выросло марров-ское материалистическое учение о языке. В СССР получает развитие ма­териалистическая физика ядра атома. Все это — явления принципиально нового порядка в науке, внутренне связанные с эпохой победы социа­лизма в СССР.

Все теоретическое богатство по вопросу о законах материалистиче­ской диалектики, какое дано было К. Марксом в «Капитале», Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» и в других произведениях, все, что бы­ло разработано дальше В. И. Лениным по вопросам марксистского диа­лектического метода в «Материализме и эмпириокритицизме», в «Фило­софских тетрадях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: