Состоявшаяся 22—24 декабря 1949 года сессия Академии Наук СССР, посвященная 70-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, проходила в обстановке исключительного подъема и особой торжественности.
Высшее научное учреждение страны, отмечая вместе со всем советским народом день рождения великого вождя и организатора коммунистического строительства, чествовало в эти дни гениального ученого, корифея передовой науки — почетного члена Академии Наук СССР, которая столь многим обязана личной заботе и руководству товариша Сталина.
Заседания настоящей сессии Общего собрания Академии Наук СССР были особенно многолюдны. В них приняли участие не только все академики и члены-корреспонденты Академии, ее ведущие научные силы, но и представители академий наук союзных республик и других многочисленных научных учреждений, министры, представители Советской Армии, новаторы производства и сельского хозяйства.
22 декабря
ОТКРЫТИЕ СЕССИИ
Открытие сессии состоялось 22 декабря в Колонном зале Дома Союзов. В президиуме собрания — академики во главе с Президентом Академии Наук СССР академиком С. И. Вавиловым и видные представители советской общественности.
Президент открывает сессию вступительным словом.
Академия Наук СССР, говорит академик С. И. Вавилов, посвящает настоящую сессию Общего собрания великому вождю и учителю трудящихся товарищу Сталину.
Вместе со всем советским народом, в единодушии с передовыми людьми всего мира Академия Наук, ее научные работники и все сотрудники восторженно приветствуют гениального человека, который отдает всю свою жизнь, весь свой гений тому, чтобы привести Родину кратчайшим путем к коммунизму.
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ J Г
Великий революционер и государственный деятель, товарищ Сталин — верный ученик Ленина, поднявший вместе с ним победное знамя Октябрьской революции и твердой рукой несущий это знамя во главе всего советского народа. Со Сталиным советские люди впервые в мире построили социалистическое общество и тем положили начало новой эре в истории всего человечества. Под мудрым руководством Сталина Советский Союз, одна шестая земного шара, сделался могучей промышленной социалистической державой, которой не страшны никакие враги.
В эпоху гражданской войны Красная Армия, руководимая Лениным и Сталиным, разгромила интервентов и белогвардейцев и спасла революцию. В суровые годы Великой отечественной войны Советская Армия во главе с Генералиссимусом Сталиным, по его планам, нанесла смертельный удар фашизму и спасла Родину и весь мир от грозной опасности.
Имя Сталина неотделимо от великого завоевания революции — Конституции Советского Союза. Мудрости сталинского руководства обязана наша страна осуществлением национальной политики, сделавшей из нашей страны могучее содружество народов. Поразительный подъем советской культуры во всех ее видах, культуры многонациональной по форме и монолитно социалистической по содержанию — это достижение сталинского государственного гения.
Преклоняясь перед революционными, государственными и военными заслугами товарища Сталина, советские ученые одновременно ясно видят необычайность дела Сталина в их собственной области — в области науки. Сталин — это ученый невиданно большой силы; наряду с Марксом, Энгельсом и Лениным это один из величайших представителей передовой науки о развитии человеческого общества.
В основу построения социализма в нашей стране положено учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, дающее возможность предвидеть ход истории и направлять его. Сталин — великий продолжатель марксистско-ленинской науки, Сталину эта наука обязана своим новым развитием.
Решающе велико значение товарища Сталина для роста всех наук в нашей стране. Заботами Сталина советская наука необычайно развилась во всех областях, образовав непрерывный фронт для изучения природы и общества и для изменения их.
То, что давно было достигнуто в марксистской науке о развитии общества — постоянная связь с революционной практикой,— в сталинскую эпоху распространяется на всю передовую науку — на естествознание, на технику, на все гуманитарные науки. Наука стала важным государственным делом.
За исключительно выдающиеся заслуги в деле развития мировой науки, в деле дальнейшего всестороннего и глубочайшего развития марксистско-ленинского учения Общее собрание нашей Академии 22 декабря 1939 года единогласно избрало товарища Сталина почетным членом Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик.
Академия горда тем, что в ее состав входит величайший государственный деятель и ученый наших дней, и приносит глубочайшую благодарность товарищу Сталину за его постоянное внимание к Академии и заботу о ней.
В первые же годы после Октября Академия Наук стала получать от Ленина и Сталина важнейшие указания, касающиеся ее работы. В Сталинскую эпоху старая дореволюционная Академия решительно изменила свое лицо, характер своей работы. Перевод по указанию
2 Вестник АН СССР, № 1
IS
НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
товарища Сталина значительной части Академии Наук в Москву в 1934 году означал начало новой эры в ее истории. Академия сделалась важным научным помощником и советчиком государства в разрешении всех народнохозяйственных задач, которые вставали перед страной, строящей свою социалистическую промышленность и сельское хозяйство и идущей к коммунизму.
В тяжелые, напряженные годы Великой отечественной войны товарищ Сталин всемерно заботился об Академии и давал указания по ее работе. «Надеюсь,— писал товарищ Сталин в телеграмме на имя Президента Академии Наук СССР академика Комарова от 12 апреля 1942 года,— что Академия. Наук СССР возглавит движение новаторов в области науки и производства и станет центром передовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашего народа и всех других свободолюбивых народов — немецким фашизмом».
В послевоенное время Академия Наук в своей деятельности постоянно чувствует заботливое внимание и громадную помощь Сталина. Сталин — лучший друг советских ученых.
Мы просим Иосифа Виссарионовича Сталина, заключает академик С. И. Вавилов, принять наш пламенный товарищеский привет по случаю его 70-летия. Вместе со всем народом мы желаем здоровья и сил нашему вождю и другу, нашему учителю во всех его начинаниях, столь полезных государству. Мы знаем, что под испытанным, мудрым руководством Сталина Советский Союз придет к коммунизму.
Да здравствует мудрый вождь, друг и учитель трудящихся!
Слава великому Сталину!
Бурной овацией в честь товарища Сталина отвечают участники заседания на заключительные слова Президента.
Академик Т. Д. Лысенко вносит предложение избрать почетный президиум сессии в составе Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. Это предложение принимается под горячие, продолжительные аплодисменты.
Академик И. П. Бардин предлагает избрать почетным председателем Общего Собрания Академии Наук СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. Снова гремит овация в честь великого вождя.
Затем на трибуну поднимается старейший академик, Герой Социалистического Труда Н. Д. Зелинский. Своим звучным голосом академик Зелинский оглашает текст приветствия товарищу Сталину от Академии Наук Советского Союза.
«Дорогой и горячо любимый Иосиф Виссарионович!»,— начинает академик Зелинский, и все присутствующие, повинуясь общему порыву, как один человек, поднимаются со своих мест.
«... В Вашем лице Академия Наук приветствует борца, мыслителя, ученого, посвятившего всю свою жизнь революционной борьбе за освобождение рабочего класса и всех трудящихся, мудрого учителя и вождя героической партии большевиков, советского народа и всего прогрессивного человечества»,— читает Н. Д. Зелинский, и каждый участник собрания мысленно присоединяется к этим словам приветствия.
«Академия Наук Союза ССР,— продолжает чтение академик Зелинский,— гордится тем, что Вы, дорогой Иосиф Виссарионович, являетесь почетным членом нашей Академии.
Академия Наук Союза ССР и вся армия советских ученых счастливы тем, что в нашей стране победившего социализма наука, следуя Вашим указаниям, действительно служит народу, подчинена задачам повышения благосостояния трудящихся, интересам защиты мира. И с
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 19
чувством большого восхищения мы, ученые, ежечасно убеждаемся в том, что нет ни одной отрасли науки и культуры, где бы не сказалась Ваша направляющая мысль, где бы не отразился Ваш творческий гений».
Последние слова приветствия, выражающие горячее пожелание товарищу Сталину многих, многих лет жизни и здоровья на благо и во славу нашей великой Родины, на счастье трудящихся всего мира,— тонут в сплошном гуле мощной овации, возникающей в зале. Со всех сторон несутся возгласы в честь товарища Сталина, слова здравицы любимому вождю и учителю.
Исполняется Государственный Гимн Советского Союза.
*
Затем сессия переходит к заслушиванию научных докладов. \/ Первым с докладом «Я. В. Сталин и советская наука» выступает академик С. И. Вавилов.
До Ленина и Сталина, подчеркивает С. И. Вавилов, история общества не знала примеров такого полного слияния в одних и тех же лицах революционного государственного гения и широчайшей дальновидной научной мысли. Это единство практической активности и творческой теории в деятельности вождей величайшей революции не случайность,— оно закономерно и вытекает с неизбежностью из самого существа и особенностей огромного социального процесса превращения капиталистического общества в социалистическое.
Важная особенность совершенно новой фазы в развитии человеческого общества, фазы, начатой Великой Октябрьской социалистической революцией, указывает академик Вавилов, именно в том и состоит, что впервые история не просто «происходит» сама собой,— она начинает
создано и развивается по плану, построенному на научной основе учения Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.
Тезис о неразрывной связи теории и практики в революционной деятельности как до победы революции, так и при построении социалистического государства проходит красной нитью в работах, речах и высказываниях И. В. Сталина. Слияние его деятельности как революционера и как теоретика, корифея науки постоянно и глубоко органично. Это слияние во многом определило быстрые и потрясающие успехи пролетарской революции.
Надо перечесть, говорит академик С. И. Вавилов, страницы «Вопросов ленинизма», «Краткого курса истории ВКП(б)», томы сочинений И. В. Сталина, сравнить их с этапами истории нашей Родины за последние 50 лет, чтобы понять весь объем, сложность и дальновидность ленинско-сталинской науки о развитии человеческого общества. Как важнейшие разделы этой науки, тесно и сложным образом взаимосвязанные, могут быть названы: учение об империализме и общем кризисе капитализма, учение о диктатуре пролетариата, учение о возможности построения социализма в одной стране, о социалистическом многонациональном государстве, о взаимоотношении пролетариата и крестьянства, об индустриализации страны, о коллективизации сельского хозяйства, о Конституции Советского социалистического государства. Эти главы величественного ленинско-сталинского учения о Советском социалистическом государстве, о развитии человеческого общества в целом, о путях перехода к коммунистическому обществу
2*
20 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
теснейшим образом вошли в нашу жизнь, и в нашем сознании стерлись грани теоретической мысли и ее воплощения в жизнь.
Ленинско-сталинская наука полностью слилась с практикой нашего социалистического государства.
Продолжая и развивая учение Ленина, И. В. Сталин сосредоточил свое внимание на проблеме диктатуры пролетариата и построении социалистического общества в условиях победившей революции и империалистического окружения.
Октябрьская революция определила начало новой эры в истории человечества. Она обострила кризис капитализма до максимальной степени. Возникли новые проблемы, касающиеся как самого капитализма, так и отношений между социалистической и капиталистической системой; встал вопрос о дальнейшем существовании капитализма.
И. В. Сталин указал и осуществил решения главнейших социально-экономических проблем для этого своеобразного периода сосуществова-вания двух систем — капиталистической и социалистической. В. И. Ленин открыл закон неравномерного развития капитализма в условиях империализма. И. В. Сталин сделал новые, решающие выводы из этого закона.
Теория Ленина — Сталина об осуществимости социализма в одной стране включала в себя прежде всего решение важной проблемы экономического фундамента социализма. В связи с этим И. В. Сталин дал новые решения проблемы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
В своей речи на конференции аграрников-марксистов И. В. Сталин призвал научных работников к решению новых теоретических вопросов в области экономики. Сталинская теория обеспечила социалистическую перестройку сельского хозяйства, победу колхозного строя в деревне.
Важнейшая черта учения И. В. Сталина о развитии СССР на пути к коммунизму заключается в неуклонном утверждении им мирового значения Октябрьской революции. Еще в 1927 году И. В. Сталин предугадывал огромный размах революционного движения на Западе и Востоке. События огромной важности, развернувшиеся на наших глазах,— победа дела народной демократии в Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии, Албании, Чехословакии, создание Китайской Народной Республики и демократической миролюбивой республики в Германии — подтверждают правильность сталинского анализа положения, сложившегося после Октябрьской революции.
Пример деятельности Ленина и Сталина самым решительным' образом опрокидывает старые представления о науке как об отвлеченной области мысли, абстрагированной, изъятой из жизни и развивающейся по собственным, внутренним законам. Подлинная, передовая ленинско-сталинская наука вырастает из жизни, вызывается жизнью и переделывает жизнь, природу и общество.
Учение Ленина и Сталина необъятно по своей широте, продолжает С. И. Вавилов, оно охватывает самые общие принципы познания природы и общества и вместе с тем в самых тонких подробностях анализирует и решает практические вопросы сегодняшнего дня. Докладчик детально характеризует философскую диалектико-материалистическую основу этого учения, как она изложена И. В. Сталиным в его замечательных работах.
Философские труды И. В. Сталина вместе с «Материализмом и эмпириокритицизмом» и «Философскими тетрадями» В. И. Ленина составляют тот важнейший первоисточник руководящих идей диалектического материализма, к которому постоянно прибегает теперь передовая
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 21
наука в своем развитии. Замечательное свойство философии Ленина и Сталина заключается при этом в неразделимой связи самых общих, на первый взгляд кажущихся абстрактными ее положений с практикой истории общества' и культуры, развивающейся на наших глазах.
Как на одно из проявлений гигантской творческой деятельности И. В. Сталина в области теории и практики социалистической революции и построения социалистического государства докладчик указывает на роль товарища Сталина в организации новой, советской науки во всей ее широте и многообразии. Эта наука, возникшая и выросшая на основе наследства, оставленного дореволюционной Россией, имеет право называться новой и по содержанию, и по объему, и прежде всего по своей цели. Советская наука — это народная наука. Ее особые черты как народной науки охарактеризованы в знаменитой речи И. В. Сталина, произнесенной 17 мая 1938 года на приеме работников высшей школы в Кремле. И. В. Сталин провозгласил тогда тост за процветание науки, не отгораживающейся от народа, готовой служить ему не по принуждению, а добровольно, с охотой, за науку, открывающую все двери молодым силам страны. Советская наука стала в Сталинскую эпоху народной потому, что она целиком направлена на службу народу, и потому, что в нее влился широким потоком народ из заводских цехов, с колхозных полей. Эта новая, народная наука не хочет быть рабой традиций и смело ломает традиции, нормы и установки, когда они становятся устарелыми. Так, в Советской стране после Октября были решительно сломаны традиции в науке об обществе, в естествознании, химии, биологии, геологии, в самых разнообразных областях техники, электротехники, гидротехники, машиностроения, авиации и т. д.; возникли новая историческая наука, новая политическая экономия, новое учение о праве; победила мичуринская биология; химия и геология превратились в могучее практическое орудие техники; страна электрифицировалась, появилось московское метро, были построены огромные гидротехнические сооружения, и, к удивлению американских стратегов и дипломатов, советская новая наука в невиданные сроки овладела атомной энергией.
Вопрос о внедрении итогов научного исследования в жизнь, говорит академик С. И. Вавилов, стал основным. Советская страна ставит внедрение необходимым условием ученому любой специальности — математику, физику, технику, химику, биологу, геологу, историку, литературоведу, экономисту, философу. Для нашей Родины навсегда прошли те времена, когда деятели культуры могли считать, что они существуют якобы «не для битв». Советская наука — прежде всего мощное орудие материального прогресса социалистического общества. Это органическое свойство советской науки непрестанно конкретизируется и закаляется. Важное движение последнего времени, движение содружества ученых и рабочих, науки и производства, особенно ясно выражает это ценнейшее свойство сталинской науки.
Государственное значение советской науки с полной ясностью проявилось в эпоху сталинских пятилеток и в годы Великой отечественной войны. Направляемые и вдохновляемые гением Сталина, советские ученые, инженеры, передовые рабочие и колхозники в короткий срок творчески овладели многообразной и сложной техникой и во многих случаях создали ее заново. Эта техника потребовалась для превращения страны из отсталой аграрной в могучее индустриальное государство с громадной новой промышленностью, рациональным сельским хозяйством, с широко разветвленным транспортом и невиданными ранее гидротехническими сооружениями.
22 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Государственная роль науки потребовала ясности и организованности в путях ее развития. Армия ученых и инженеров стала приучаться систематически разрабатывать свою стратегию и тактику, согласуя ее с общими государственными народнохозяйственными планами.
Октябрьская революционная победа положила начало совершенно новой эпохе в истории нашей отечественной науки. Помимо отмеченных глубоких принципиальных качественных изменений, это проявилось в огромном росте науки. Немногочисленные ряды ученых дореволюционной России выросли в эпоху Ленина — Сталина в большую армию советских ученых, насчитывающую в своем составе свыше сотни тысяч специалистов различных отраслей. В распоряжении этих ученых находятся теперь тысячи хорошо оборудованных институтов, расположенных по всей стране.
Под руководством Ленина и Сталина советская наука неузнаваемо выросла вместе со всей советской культурой, вместе со всей страной. После суровых испытаний нашей Родины в годы Великой отечественной войны, после блистательной победы над фашистами, после того как советский народ, Советская Армия, советские рабочие, инженеры и ученые показали свою силу, организованную советским правительством и партией Ленина — Сталина, И. В. Сталин мог с уверенностью обратиться к нашим ученым со знаменитыми словами: «Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны». С тех пор как были сказаны эти слова, прошло четыре года, и успехи советской науки за это время были настолько велики, что нельзя сомневаться в том, что советские ученые близки к решению задачи, поставленной перед ними И. В. Сталиным.
Вместе со всем советским народом, вместе с передовыми людьми всего мира, заканчивает С. И. Вавилов, советские ученые почтительно и горячо приветствуют вождя народов, корифея науки, великого Сталина по случаю его семидесятилетия.
Да здравствует величайший человек наших дней, мудрый Сталин!
С докладом «И. В. Сталин и развитие науки в союзных республи-V ках» выступил академик Н. И. Мусхелишвили.
Все национальности нашей страны, сказал докладчик, во главе с великим русским народом участвуют под руководством товарища Сталина в развитии советской науки.
Товарищ Сталин учит, что «период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме, ибо сами-то нации при советском строе являются не обычными «современными» нациями, а нациями социалистическими, так же как их национальные культуры являются по содержанию не обычными, буржуазными культурами, а культурами социалистическими» (Соч., т. 12, стр. 368).
Указания товарища Сталина в области строительства национальных культур, его помощь и руководство принесли изумительные плоды, раскрыв неисчерпаемые возможности творческого развития культуры национальных республик.
После Великой Октябрьской социалистической революции были учреждены академии наук на Украине и в Белоруссии. В 1930 году Академией Наук СССР была выдвинута одобренная и поддержанная товарищем Сталиным задача организации на местах отделений академий наук; впоследствии была создана широкая сеть филиалов и баз
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 2Н
Академии Наук СССР. Все эти важнейшие мероприятия были осуществлены по непосредственному указанию товарища Сталина.
Корифей науки, почетный академик Академии Наук СССР, товарищ Сталин проявляет непрестанное внимание к развитию и деятельное™ академических и других научных учреждений.
В настоящее время имеются 10 академий наук союзных республик, 16 филиалов и один стационар Академии Наук СССР. Девять филиалов расположены в национальных республиках — в Киргизской, Туркменской, Таджикской, Молдавской и Карело-Финской ССР, в Коми, Татарской, Дагестанской и Якутской АССР. В 10 академиях наук союзных республик и филиалах Академии Наук СССР имеется в настоящее время свыше 450 научно-исследовательских учреждений.
Выросли и окрепли национальные кадры научных работников из местного коренного населения союзных республик. В настоящее время в 10 национальных академиях имеется 271 действительный член академий и 210 членов-корреспондентов, всего в академиях наук союзных республик работает до 7 тыс. научных сотрудников, а в филиалах Академии Наук СССР — около 2 тыс. научных и научно-технических сотрудников.
Такая республика, как Казахстан, не имевшая в прошлом ни одного сколько-нибудь значительного научно-исследовательского учреждения, имеет теперь свою академию наук — подлинный центр передовой советской науки, помогающий решать большие народнохозяйственные и культурные задачи. Основным содержанием работы Академии Наук Казахской ССР, как и других научных учреждений Республики, является комплексное изучение ее природных ресурсов и установление передовых методов их использования.
В 1948 году учеными Академии Наук Казахской ССР было передано для внедрения в промышленность, сельское хозяйство и транспорт более 100 законченных научно-исследовательских работ и ценных предложений. Особенного внимания заслуживают геологические работы, проводимые под руководством президента этой академии, выдающегося геолога, академика К. И. Сатпаева.
В военные и послевоенные годы имел место бурный рост научных кадров Академии Наук Казахской ССР; после 1941 года число научных работников, включая аспирантов, возросло в 14 раз, при этом число ученых, имеющих ученую степень доктора наук, увеличилось в 28 раз, а число кандидатов наук — в 32 раза. В составе Академии немало женщин-казашек, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук.
Всемерно укрепляя содружество науки с производством, трудятся ученые Академии Наук Армянской ССР. Основание этой Академии в период Великой отечественной войны было яркой демонстрацией силы и могущества Советского государства, непрестанной заботы о науке со стороны товарища Сталина.
Основное внимание в плане работ Академии Армянской ССР обращено на исследование природных богатств Республики, на освоение новых земель, создание новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, развитие промышленности, изучение истории и литературы, ягъжа, ^\\-лософ\\\\ \\ искусства Арадевдга..
Заслуживают особого внимания выдающиеся работы армянских ученых в области физико-математических наук. Работы действительных членов Академии Наук Армянской ССР А. И. Алиханова и А. И. Али-ханяна открыли новые, доселе неизвестные частицы материи. Выдающимся вкладом в советскую мировую науку является открытие
21 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
президентом этой академии, членом-корр. АН СССР В. А. Амбарцумя-ном так называемых звездных ассоциаций.
Сотни- лучших представителей национальной интеллигенции работают в Академии Наук Грузинской ССР. Созданная в 1941 году, эта академия в трудных условиях войны непрерывно росла и развивалась.
На основе трудов геологических, ботанических и сельскохозяйственных учреждений Академии Наук Грузинской ССР достигнуты большие успехи в изучении и развитии производительных сил Республики, освоении ее богатых природных ресурсов. Институтом строительного дела Академии проделана большая работа по освоению новых строительных материалов. Труды грузинских математиков, особенно прикладного характера, хорошо известны в Советском Союзе и за его пределами.
Работы Академии в области истории грузинского народа привели к открытиям первостепенного значения. Основатель школы грузинских историков, ныне покойный академик И. А. Джавахишвили, его ученик, безвременно скончавшийся академик С. Н. Джанашиа и действительный член Академии Наук Грузинской ССР Н. А. Бердзенишвили были удостоены Сталинской премии за составленный ими первый марксистский учебник истории Грузии.
Огромную работу проделала со времени своего основания и Академия Наук Азербайджанской ССР. В пятилетнем плане этой академии более 100 крупных проблем, среди которых ведущими являются такие, как дальнейшее изучение и развитие нефтяной промышленности, использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов, интенсификация сельского хозяйства.
Академия Азербайджанской ССР работает над актуальными теоретическими проблемами, вопросами марксистско-ленинской философии и истории общественной мысли в Азербайджане. Академия ведет большую работу в области языка и письменности азербайджанского народа. Ряд работников Академии удостоен Сталинских премий.
Ученые Академии Наук Украинской ССР принимают самое активное участие в осуществлении сталинского плана преобразования природы. Значительные успехи достигнуты ими в области изучения геологического строения территории Республики и новых перспективных районов природных газов, бурого угля, железных руд и редких металлов.
В институтах отделений Биологических и Сельскохозяйственных наук Академии ведутся большие работы по дальнейшему развитию научного наследства классиков отечественной агрономии — Докучаева, Вильямеа, Тимирязева, Мичурина.
Академия Наук Белорусской ССР также ведет созидательную работу по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства и национальной культуры Республики.
Академией составлены почвенная карта и очерк почв Белоруссии, разработаны методы повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Изучены естественно-исторические особенности образования перекатов в реках. Выполнены важные исследования минеральносырье-вых ресурсов и подземных вод. Ведутся работы по усовершенствованию торфодобычи и технологии лесохимической промышленности.
Республиканские академии работают в тесном контакте друг с другом и с Академией Наук СССР. Недавно созданный по указанию товарища Сталина Совет по координации научной деятельности академий наук союзных республик приобретает все большее значение.
Развитие науки в национальных республиках позволяет многим из республиканских академий решать крупные научные проблемы, значение которых выходит далеко за пределы местных интересов и задач.
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 25
Это, в частности, относится к работам по астрономии и физике в Армянской ССР, по математике, механике и физиологии в Грузинской ССР, по геологии в Казахской и Азербайджанской ССР, по технике и биологии в Украинской ССР.
Такие ученые, как президент Академии Наук Армянской ССР, член-корр. АН СССР В. А. Амбарцумян, президент Академии Наук Казахской ССР академик К. И. Сатпаев, действительный член Академии Наук Украинской ССР Е. О. Патон и другие, являются крупнейшими советскими учеными, создавшими собственные научные школы.
За последние 10—15 лет во всех союзных и автономных республиках учеными, работающими в республиканских академиях наук, в филиалах Академии Наук СССР, а также в других научных учреждениях, много сделано в области создания грамматик местных * языков, толковых и других словарей, учебных пособий для школ и высших учебных заведений. Лингвисты, философы и историки проделали на идеологическом фронте большую работу по разоблачению ряда враждебных теорий в области общественных наук, что содействовало подъему культуры народов СССР, национальной по форме и социалистической по содержанию. Основное внимание в их работе было направлено на вопросы языка и письменности, истории национальных литератур, истории народов национальных республик.
За 10 лет со времени учреждения премий имени И. В. Сталина многие ученые в академиях наук союзных республик, так же как и национальные писатели, художники, передовые работники народного хозяйства, удостоены звания лауреата Сталинской премии.
Сталинская забота о развитии советской науки, подчеркивает академик Н. И. Мусхелишвили, помогает трудящимся нашей страны мобилизовать все свои силы на строительство коммунизма. Товарищ Сталин любовно растит советскую интеллигенцию, мудро направляет развитие советской науки в наших республиках. Вдохновляемые великим продолжателем дела Ленина — любимым вождем и учителем товарищем Сталиным, ученые трудятся на благо народов нашей советской Родины, постоянно чувствуя сталинскую помощь, сталинскую заботу о развитии науки в союзных республиках и областях многонационального Советского государства. Мы, ученые всех национальностей СССР, заканчивает свой доклад академик Н. И. Мусхелишвили, от всего сердца желаем великому Сталину здоровья и многих лет жизни на благо нашей Родины, на благо советской науки.
Заключительным в первый день сессии явился доклад академика I А. Я- Вышинского «Учение И. В. Сталина о государстве».
Охарактеризовав основные моменты ленинско-сталинской теории пролетарской революции, А. Я- Вышинский подверг углубленному рассмотрению вопрос о диктатуре пролетариата как необходимом условии для строительства социализма. Докладчик подчеркивает огромное значение данного' товарищем Сталиным классического определения трех основных сторон диктатуры пролетариата, которые состоят в следующем:
«1) Использование власти пролетариата для подавления эксплуататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах.
2) Использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства, этими массами со стороны пролетариата.
26 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
3) Использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество.
...Только все эти три стороны, взятые вместе, дают нам полное, и законченное понятие диктатуры пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 30—31).
Ленин открыл Советскую власть как новую форму государственной организации. Особенность Советской власти как новой формы государственной организации Ленин определил словами: «...Для перехода от буржуазного строя к социалистическому, для диктатуры пролетариата, республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов является не только формой более высокого типа демократических учреждений (по сравнению с обычной буржуазной республикой при Учредительном собрании как венце ее), но и единственной формой, способной обеспечить наиболее безболезненный переход к социализму» (Соч., т. 26, стр. 340).
Товарищ Сталин показал значение Советов как политической основы победившего социализма, как политической основы социалистического государства рабочих и крестьян.
Огромна заслуга товарища Сталина в разработке вопроса о значении пролетарской диктатуры, о роли Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, о значении советского государственногс аппарата.
Говоря о некоторых особенностях тактики большевиков в период подготовки Октября, товарищ Сталин показал великое всемирно-историческое значение Советов как основного организационного рычага, вплотную подводящего миллионные массы трудящихся к победе диктатуры пролетариата. Напомнив данную Лениным характеристику Советов как новой государственной машины, обеспечивающей все условия победы пролетарской революции, товарищ Сталин показал путь, которым Советы повели народные массы к Октябрю.
Товарищ Сталин всегда ориентирует партию и весь советский народ на укрепление пролетарской диктатуры и Советского государства как политической формы диктатуры пролетариата, защищая чистоту и величие ленинского учения о социалистическом строительстве от оппортунистических, контрреволюционных извращений.
Товарищ Сталин, исходя из принципов ленинизма, дал законченное разрешение проблемы партии и Советского государства — важнейшей и актуальнейшей проблемы социалистического строительства: «Без партии, как основной руководящей силы, невозможна сколько-нибудь длительная и прочная диктатура пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 36).
Основываясь на ленинском положении о том, что партия есть высшая форма классового объединения пролетариев и что ее политическое руководство должно быть распространено на все другие формы организации пролетариата, в том числе и на Советы, товарищ Сталин развил учение о руководящей роли партии рабочего класса в социалистическом строительстве.
Сталин укрепил и развил учение о социалистическом государстве, опираясь на опыт социалистического строительства в СССР, строительства и развития Советского социалистического государства.
Победа социализма в СССР в результате ликвидации эксплуататорских классов и прочного установления государственной и общественной собственности — основы всего политического и общественного советского строя — выдвинула ряд проблем в области учения о государстве. Эти теоретические проблемы, имевшие к тому же серьезное практическое значение, требовали ответа. Важнейшая из этих проблем касалась
ЗАСЕДАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 27
судьбы самого государства, касалась вопроса о том, оправдано ли при отсутствии в стране враждебных классов, в условиях движения нашего общества к коммунизму существование государства.
В своем выступлении на XVIII съезде партии товарищ Сталин дал развернутое учение о социалистическом государстве и тем самым развил марксистско-ленинскую теорию в этой важной, решающей области научного коммунизма.
"Великая заслуга Сталина в том, что он продолжил и завершил начатую Лениным, но, вследствие преждевременной смерти нашего великого учителя, не оконченную им работу по теории государства. Развив далее это учение Ленина, Сталин открыл новую страницу в теории государства и социалистического государства в особенности.
Академик А. Я. Вышинский подробно характеризует функции советского государства в том понимании, как учит товарищ Сталин.
Сталинское учение о социалистическом государстве — дальнейшая, высшая ступень в развитии марксистско-ленинской науки о государстве. Оно является вместе с тем обобщением богатейшего опыта социалистического строительства в могущественнейшей стране, на протяжении всех лет своего существования беспрестанно преодолевавшей громадные препятствия в разрешении своих социалистических задач. Сталинское учение дает могучую силу ориентировки странам народной демократии, ставшим на путь социалистического строительства.
Теоретические работы и организационно-практическая деятельность товарища Сталина обеспечили глубоко принципиальную политику Советской власти в национальном вопросе, давшую блестящие результаты. С чувством законной гордости говорил товарищ Сталин на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов о нашем опыте образования многонационального государства на базе социализма как об удавшемся опыте, как о несомненной победе ленинской национальной политики.
Развивая ленинские идеи о советской федеративной государственной системе, товарищ Сталин дал развернутое изложение конституционных принципов Советской федерации.
В 1918 году товарищ Сталин наметил основные пути создания Советской федерации как свободного союза народов. В 1922 году товарищ Сталин обрисовал контуры будущего Союза Советских Социалистических Республик, запечатлев это в исторической «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», принятой I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.
Высшим торжеством социалистической государственности является наша великая Конституция, по справедливости названная народом Сталинской Конституцией.
Развивая дальше ленинскую теорию построения социализма в одной стране, товарищ Сталин учит, что возможно построить коммунизм в одной, отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения. Товарищ Сталин показал вместе с тем роль и значение социалистического государства в деле победоносного коммунистического строительства.
Союз Советских Социалистических Республик, говорит академик А. Я- Вышинский, превратился в могущественную социалистическую державу, предстал перед всем миром как олицетворение всего, что есть лучшего в мире, как воплощение всемирно-исторических побед и завоеваний революционных рабочих и крестьян нашей страны, как несокрушимый оплот свободы, независимости и счастья всех свободолюбивых народов.
2S НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Экономическая и политическая мощь Советского Союза, опирающегося на несокрушимый союз рабочих и крестьян и братскую дружбу народов, является основой как внутренней, так и внешней политики Советского государства.
Далее А. Я. Вышинский на многочисленных примерах из истории дипломатической борьбы Советского Союза за мир в послевоенный период показывает глубокую правоту и принципиальность внешней политики, осуществляемой под руководством товарища Сталина.
Внешняя политика Советского Союза, говорит академик А. Я- Вышинский,— политика последовательной и мужественной защиты мира и противодействия любым попыткам развязать новую войну. Такова внешняя политика СССР, продиктованная принципами великого учения Ленина — Сталина, отвечающая кровным интересам советского и всех других миролюбивых народов, подлинно социалистическая политика. Сила этой политики — в ее великих целях, в ее высоких принципах, в ее жизненной правде, несущей процветание и счастье сотням миллионов трудящихся людей, всему человечеству.
Советская внешняя политика, заключает докладчик, потому не знает поражений, потому непобедима, что она выражает волю народов Советского Союза, потому, что во главе советских народов стоит партия Ленина — СталинЗ, боевой авангард миллионных народных масс, ведущий под руководством товарища Сталина народы нашей Родины вперед и вперед — к коммунизму.
23 декабря
УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
Второе заседание сессии происходило 23 декабря в Московском Доме ученых.
Заседание открылось докладом академика Б. Д. Грекова, «И. В. Сталин и историческая наука».
Отметив исторический подход товарища Сталина ко всем явлениям общественного развития, докладчик указал, что И. В. Сталин своими работами в области теории исторического процесса защитил историческую науку от попыток ее уничтожения, творчески развил марксизм-ленинизм в новых условиях, в эпоху победы социализма в СССР и нарастающей волны социалистических революций в других странах.
С кристаллической ясностью и неотразимой силой убедительности И. В. Сталин говорит об истории как науке. В своей работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин пишет: «наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений общественной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения» («Вопросы ленинизма», изд. 13-е, стр. 544).
Трудно переоценить значение этой краткой, но насыщенной глубочайшим содержанием характеристики, указывает академик Б. Д. Греков. Сущность исторической науки, ее роль в революционно-практической деятельности партии рабочего класса, величайшая ответственность, ложащаяся тем самым на каждого из нас, историков, стали предельно ясными
Эти сталинские слова, особо подчеркивает докладчик, прозвучали в то время, когда в капиталистическом мире особенно распространенными и господствующими сделались реакционные теорийки, отрицающие закономерность в общественном развитии и низводящие роль исторической науки до описания якобы неповторимых индивидуальных явлений. Буржуазными, по своему существу, были и воззрения так называемой «школы» Покровского, грозившие ликвидацией исторической науки в нашей стране.
Вмешательство товарища Сталина, разработанные под его руководством известные решения Центрального Комитета нашей партии и советского правительства, осудившие извращения «школы» Покровского, создали коренной перелом в развитии исторической науки и исторического образования в СССР. Ибо «только в борьбе с буржуазными предрассудками в теории,— учил и учит товарищ Сталин,— можно добиться укрепления позиций марксизма-ленинизма». Весь путь развития совет-
НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
ской исторической науки, направшяемой И. В. Сталиным,— это путь непримиримой борьбы против враждебной буржуазной идеологии, ее пережитков и влияний.
Товарищ Сталин учит, что отдельные общественные явления надо рассматривать как звенья единого процесса развития общества, ибо «без такого исторического подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитие науки об истории, ибо только такой подход избавляет историческую науку от превращения ее в хаос случайностей и в груду нелепейших ошибок» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 540).
Весьма поучительны, продолжает академик Греков, замечания товарища Сталина о развитии военного искусства. Клаузевиц, указывал товарищ Сталин в письме к т. Разину, устарел, потому что он был «представителем мануфактурного периода войны. Но теперь у нас машинный период войны. Несомненно, что машинный период требует новых военных идеологов. Смешно брать теперь уроки у Клаузевица» («Большевик», 1947, № 3, стр. 7).
Видеть в истории новое, развивающееся, его рост и борьбу со старым — это значит в первую очередь раскрыть во всей полноте и всеобъемлющем значении производительную деятельность и освободительную борьбу трудящихся масс — решающие силы общественного развития. «...Историческая наука, если она хочет быть действительной наукой,— подчеркивает товарищ Сталин,— не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 552). В этих словах товарища Сталина сформулирована генеральная линия развития советской исторической науки. В них — программа научных изысканий громадного масштаба на многие годы, в осуществлении которой мы сделали только первые шаги.
Неоценимое значение для борьбы с буржуазными фальсификациями, для развития исторической науки имеют известные указа'ния товарища Сталина о трех революциях, отделяющих три эпохи мировой истории: это — революция рабов, уничтожившая рабовладельческий строй, революция крепостных, покончившая с феодализмом, и пролетарская революция, ведущая к ликвидации капитализма и эксплуатации вообще. Никогда и нигде еще с такой точностью не были показаны сущность и характер революционного перехода от одной общественной формации к другой.
Товарищу Сталину принадлежат классические труды по национальному вопросу. Это — настольные книги историка. Возьмем ли мы, говорит академик Б. Д. Греков, проблему происхождения наций и их социальную природу, проблему образования многонациональных государств, весь многообразный круг сложнейших вопросов, связанных с изучением национальных движений в прошлом и настоящем, историю национальной культуры и т. д. и т. п.,— по всем этим вопросам мы находим в трудах И. В. Сталина и основополагающие мысли и множество конкретных указаний, каждое из которых способно вызвать к жизни не одно исследование.
Громадное значение имели и имеют по сей день указания товарищей Сталина, Жданова и Кирова по вопросам отечественной истории, сделанные ими в 1934 году: «Нам нужен такой учебник истории СССР, где. бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР — это во-первых,— и где бы история народов
ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ 31
СССР не отрывалась от истории общеевропейской и, вообще, мировой истории,— это во-вторых».
Блестящим образцом диалектического разрешения вопроса о соотношении национального и интернационального в истории является анализ исторических корней ленинизма, данный товарищем Сталиным. Ленинизм, указывает И. В. Сталин,— явление интернациональное, «имеющее корни во всем международном развитии, а не только русское». Но возникнуть он должен был именно в России, ибо она была узловым пунктом противоречий империализма, ибо «только в России существовала реальная сила, могущая разрешить противоречия империализма революционным путем» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 6), ибо Россия стала на рубеже XIX и XX веков центром международного революционного движения.
Указания И. В. Сталина всегда служили и служат могучим рычагом в развитии исторической мысли. Товарищем Сталиным дана общая схема развития производительных сил человечества. Им с исчерпывающей ясностью определена роль идей, особенно передовых идей, в общественном развитии. Им охарактеризованы важнейшие эпохи и деятели отечественной истории, как и истории всемирной. Товарищем Сталиным раскрыты закономерности развития советского общества, его движущие силы, источники великой победы советского народа в Отечественной войне. Сталинский анализ общего кризиса капитализма, коренных изменений в соотношении сил на мировой арене, развития международного революционного и коммунистического движения, хода национально-освободительной борьбы в колониях — ключ к пониманию новейшей истории стран Запада и Востока. А ведь это далеко не все проблемы, поставленные и решенные товарищем Сталиным.
«...Марксизм,—: говорит И. В. Сталин,— на все смотрит с исторической точки зрения...» Поэтому обращение к истории естественно проходит во всех сталинских трудах, причем каждое, даже небольшое, сталинское замечание поворачивает знакомые исторические факты новой стороной и освещает их новым светом, помогая историкам разрешать запутанные, сложные вопросы и разбивать лживые версии и концепции буржуазной историографии.
Невозможно, указывает докладчик, даже кратко охарактеризовать все, что сделано И. В. Сталиным для развития советской исторической науки. Достаточно сказать, что им создана «История ВКП(б)». В этой книге сказано главное о важнейших событиях всемирной истории конца XIX и первых десятилетий XX века. Для нас, историков, говорит академик Греков, сталинский труд — высочайший образец строго научного и страстно партийного исторического исследования.
Не раз мудрое слово И. В. Сталина предостерегало от ошибок, указывало на недостатки, помогало устранению их и направляло всю работу советских историков на верный путь.
Последовательное проведение в жизнь советскими историками указаний И. В. Сталина — великого вождя и ученого — является залогом дальнейшего расцвета исторической науки, заканчивает докладчик.
С докладом «Вклад И. В. Сталина в теорию марксизма-ленинизма» выступил член-корр. АН СССР П. Н. Поспелов.
Великая Сталинская эпоха, в которую мы живем, указал докладчик, эпоха победы социализма и строительства коммунизма на одной шестой части земли, победы народной демократии в ряде стран Европы и Азии, принесла учению марксизма полный триумф. Всеми своими всемирно-историческими победами партия Ленина — Сталина обязана тому,.
32 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ '
что она всегда руководствовалась и руководствуется верным компасом — марксистско-ленинской теорией, развиваемой и обогащаемой великим корифеем науки об обществе, науки о революции — товарищем Сталиным. Весь ход исторических событий подтвердил и подтверждает оценку, данную на XVII съезде ВКЩб) товарищем Сталиным большевистской партии как партии, руководствующейся всесильным учением марксизма-ленинизма. Вспомним, говорит докладчик, хотя бы некоторые события, связанные со второй мировой войной и характеризующие банкротство политики буржуазных правящих партий и торжество политики коммунистической партии СССР и братских коммунистических партий. Как опозорились, например, коварные «мюнхенские» политики, под флагом «невмешательства» поощрявшие Гитлера, с тем чтобы «канализировать» гитлеровскую агрессию на Восток и погубить страну социализма. Как оправдались мудрые слова товарища Сталина на XVIII съезде 1УК.ТЦ6) о том, что «большая и опасная политическая игра, начатая сторонниками политики невмешательства, может окончиться для них серьезным провалом» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 572).
Предвидение товарища Сталина, основанное на марксистско-ленинском научном анализе, блестяще подтвердилось. Вторая мировая война, возникшая как результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма, на базе закона неравномерности развития капиталистических стран в условиях империализма,— обошлась мировому капитализму еще дороже, чем первая мировая война. Не может быть сомнения в том, что если империалисты попытаются развязать третью мировую войну, то эта война явится могилой уже не-для отдельных капиталистических государств, а для всего мирового капитализма.
Величайшей заслугой товарища Сталина, продолжает докладчик, является то, что он развил и продолжает развивать марксистскую теорию, марксистскую науку об обществе.
Товарищ Сталин раскрыл закономерности исторического развития в новую историческую эпоху, когда социализм победил на одной шестой части земли. В классическом труде товарища Сталина «Об основах ленинизма» все идейное содержание ленинского наследства рассмотрено и обобщено под углом зрения новой исторической эпохи и боевых задач пролетарских партий. Это означало гигантский шаг вперед в развитии науки марксизма-ленинизма.
Товарищ Сталин дал классическое определение ленинизма: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции». Сталинское определение ленинизма как марксизма эпохи империализма подчеркнуло творческий характер ленинизма. Оно нанесло удар по вражеским, меньшевистским попыткам изобразить ленинизм учением, возникшим лишь после империалистической войны и применимым лишь к национальной русской обстановке.
Еще в годы первой русской революции И. В. Сталин выступил как крупнейший теоретик партии, защищая и развивая ленинские положения о великом значении социалистического сознания, о необходимости гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции.
Товарищ Сталин показал, что еще в те годы В. И. Ленин создал основы стройной теории социалистической революции, которая в качестве обязательного момента социалистической революции включала союз пролетариата и полупролетарских элементов города и деревни как условие победы пролетарской революции.
Ленин открыл закон неравномерности экономического и политического развития в период империализма и сделал отсюда гениальный вы-
ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ
S3
вод о возможности прорыва фронта империализма, о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Опираясь на этот закон, товарищ Сталин поднял на огромную высоту ленинскую теорию о возможности и необходимости победы пролетарской революции, победы социализма первоначально в отдельных странах.
В своих выступлениях на VI съезде РСДРП (б) (июль —август 1917 года) товарищ Сталин доказал, что именно в России создалась наиболее благоприятная обстановка для прорыва фронта мирового империализма. Он дал отпор оппортунистам, перепевавшим меньшевистские мотивы о том, что Россия якобы не созрела для социалистической революции, что социализм может притти только с Запада, из более развитых капиталистических стран и т. п.
В дальнейшем товарищ Сталин отстоял ленинскую теорию социалистической революции в непримиримой борьбе против неоменьшевистской троцкистско'-зино'вьевской оппозиции, против бухаринско-рыков-ской правооппортунистической оппозиции, отстоял и развил ленинское учение о возможности победы социализма первоначально в одной стране.
Товарищ Сталин дал классическую характеристику общего кризиса капитализма, возникшего еще в период первой империалистической войны, подточившего устои капитализма и облегчившего наступление экономического кризиса.
Товарищ Сталин указал, что «империалистическая война и её последствия усилили загнивание капитализма и подорвали его равновесие, что мы живём теперь в эпоху войн и революций, что капитализм уже не представляет единственной и всеохватывающей системы мирового хозяйства, что наряду с капиталистической системой хозяйства существует социалистическая система, которая растёт, которая преуспевает, которая противостоит капиталистической системе и которая самым фактом своего существования демонстрирует гнилость капитализма, расшатывает его основы» (Соч., т. 12, стр. 246).
И. В. Сталин является великим теоретиком национального вопроса. Еще накануне первой мировой войны товарищ Сталин разработал теорию и программу партии по национальному вопросу, исходя из того положения, что «национальный вопрос есть часть общего вопроса о развитии революции, что на различных этапах революции национальный вопрос имеет различные задачи, соответствующие характеру революции в каждый данный исторический момент, что сообразно с этим меняется и политика партии в национальном вопросе» (Соч., т. 11, стр. 350).
С гениальной глубиной и мудростью товарищ Сталин разработал вопросы политической стратегии и тактики как науки о руководстве классовой борьбой пролетариата, о руководстве его революционной борьбой. Классическая работа «Об -основах ленинизма» (раздел «Стратегия и тактика»), работы «О политической стратегии и тактике русских коммунистов», «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», доклады товарища Сталина на съездах партии и другие его работы научно освещают законы руководства классовой борьбой пролетариата, опираясь на исторический опыт партии Ленина — Сталина, на опыт трех революций, на опыт международного рабочего движения.
Стратегия пролетариата, указывает товарищ Сталин, должна целиком опираться на данные теории марксизма. «Теория марксизма, изучая объективные процессы капитализма в их развитии и отмирании,
3 Вестник АН СССР, № 1
34:
НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
приходит к выводу о неизбежности падения буржуазии и захвата власти пролетариатом, о неизбежности замены капитализма социализмом. Пролетарская стратегия,— учит товарищ Сталин,— может быть названа действительно марксистской лишь в том случае, если в основу её работы будет положен этот основной вывод теории марксизма» (Соч., т. 5, стр. 162).
Великий стратег пролетариата, товарищ Сталин показал и показывает непревзойденные гениальные образцы марксистской пролетарской стратегии, обеспечившей всемирно-исторические победы социализма, ведущей нас к коммунизму. В Великой отечественной войне против гитлеровской Германии победила передовая советская военная наука, созданная гениальным стратегом социалистической революции, величайшим полководцем всех времен — товарищем Сталиным.
Развивая ленинское учение о пролетарской революции и о диктатуре пролетариата, товарищ Сталин показал, что одно из важнейших различий между пролетарской и буржуазной революцией сводится к тому, что буржуазная революция, захватив власть, приводит ее 'в соответствие с уже имеющейся налицо буржуазной экономикой, а основная задача пролетарской революции заключается в том, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.
Товарищ Сталин, продолжая дело Ленина, опираясь на опыт 20-летнего существования Советского государства, создал цельную и законченную теорию социалистического государства, показал его великую революционную, преобразующую роль, научно доказал, что государство сохранится и при коммунизме, если к тому времени еще останется капиталистическое окружение.
В своих трудах товарищ Сталин отстоял и развил ленинское учение о партии нового типа, способной повести пролетариат на завоевание власти, о партии как руководящей и направляющей силе советского общества и советского государства.
В своем историческом докладе на XVIII съезде ВКЩб) товарищ Сталин, развив и конкретизировав теорию о возможности построения социализма в одной стране, пришел к гениальному выводу о возможности построения коммунизма в нашей стране даже в том случае, если сохранится капиталистическое окружение.
Этим теоретическим открытием товарищ Сталин обогатил ленинизм, дал партии и народу широкую перспективу борьбы за победу коммунизма.
Товарищ Сталин разработал основные положения политической экономии социализма. Он дал марксистский анализ социалистического способа производства, указал, как видоизменяется в условиях социалистического хозяйства закон стоимости, разработал проблемы расширенного социалистического воспроизводства, разбив правооппортунистические теории «равновесия», «самотека» в социалистическом строительстве. Товарищ Сталин, опираясь на указания Ленина, разработал пути и методы построения социалистического общества — положение о социалистической индустриализации, теорию коллективизации сельского хозяйства, положение о советской торговле, о роли советских денег. Товарищ Сталин раскрыл новые экономические законы, действующие в социалистической системе народного хозяйства. Он указал основные задачи социалистического планирования.
Еще на XVIII съезде ВКХЦб) товарищ Сталин поставил задачу перегнать главные капиталистические страны экономически, т. е. по уровню производства на душу населения. «Только в том случае, если пере-
ЗАСЕДАНИЯ 23 ДЕКАБРЯ S3
гоним экономически главные капиталистические страны,—-указывал товарищ Сталин,— мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 578—579).
В послевоенный период товарищ Сталин поставил перед советскими учеными задачу не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны. Советская социалистическая культура, несущая в массы передовые идеи, формирующая новое, коммунистическое мировоззрение, неизмеримо превосходит реакционную буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и разложения. В советском обществе наука и культура впервые стали доступными для миллионов трудящихся. Партия Ленина — Сталина в качестве одной из задач построения коммунистического общества ставит задачу уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем», — говорил товарищ Сталин на XVIII съезде ВКТЦб) («Вопросы ленинизма», изд. П'-е, стр. 609).
Мудрые произведения И. В. Сталина, заключает докладчик, учат миллионы, как надо бороться и побеждать, укрепляют у пролетариев всего мира веру в непобедимость великого учения Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, которое всесильно, потому что оно верно.
Слово для доклада «Развитие марксистского диалектического метода в трудах И. В. Сталина» предоставляется академику М. Б. Митину.
Марксистская диалектика, говорит докладчик,— единственно научный творческий метод, дающий возможность большевистской партии с научной точностью вскрывать закономерности исторического развития общества и на этой основе правильно развертывать свою практическую деятельность. Творческое применение марксистского диалектического метода к анализу особенностей каждой исторической полосы, теоретическое его обогащение на основе решения новых задач занимает одно из важнейших мест в трудах И. В. Сталина. То, что дано товарищем Сталиным в учении о марксистском диалектическом методе, представляет собой новый шаг вперед в развитии диалектического материализма.
И. В. Сталин — великий мастер диалектического метода. Он отточил это творческое орудие познания законов исторического движения и решения самых сложных и актуальных вопросов рабочего движения, борьбы коммунизма против капитализма. То, что сделано И. В. Сталиным в развитии марксистского диалектического метода, в теоретической трактовке его основных черт, в диалектическом анализе всех вопросов новой исторической полосы,— это вершина в развитии марксистской философии, в развитии марксистского диалектического метода.
На основе анализа сложнейших и острейших противоречий борьбы двух систем в международном масштабе, сложнейших противоречий переходного периода от капитализма к социализму, на основе анализа противоречий периода социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму в СССР товарищ Сталин научно обосновал задачи большевистской партии, пути и методы их решения. Научный анализ всех этих форм и типов противоречий составил новую страницу в развитии общественной науки, дал новое обогащение марксистского диалектического метода в целом.
з*
36 НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Теоретическая разработка И. В. Сталиным марксистского диалектического метода опирается также на новейшее развитие естествознания, на рост и процветание диалектика-материалистического естествознания в СССР. В эту новую историческую эпоху в области естественных наук произошли события огромной принципиальной важности. Можно сказать, что народилось диалектико-материалиетичеекое естествознание. Получила свое блестящее развитие мичуринская биология, построенная на диалектико-материалистических методологических основах. Значение этого факта в истории науки столь велико, что бесспорно можно говорить о новой эпохе в развитии биологии. За этот же период выросла павловская материалистическая физиология, означающая новый этап в развитии физиологии и медицины. Выросло марров-ское материалистическое учение о языке. В СССР получает развитие материалистическая физика ядра атома. Все это — явления принципиально нового порядка в науке, внутренне связанные с эпохой победы социализма в СССР.
Все теоретическое богатство по вопросу о законах материалистической диалектики, какое дано было К. Марксом в «Капитале», Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» и в других произведениях, все, что было разработано дальше В. И. Лениным по вопросам марксистского диалектического метода в «Материализме и эмпириокритицизме», в «Философских тетрадях