§ 105. Цель сих начал есть изящество формы, основывающейся не на отдельных словах и фразах, а на целом способе изображения; ибо эстетические законы научают отливать в приятную форму то, что есть правильного и в мыслях, и в языке. Сии свойства стиля основываются либо а) на способности представлений, либо b) на способности ощущений, либо с) на способности воли.
§ 106. Первые сливаются с вышеозначенными уже общими свойствами языка и мышления и суть единство в характере и тоне, логическая и грамматическая исправность, определительность и ясность, соответствие и полнота, наконец, натуральность, противоположенная всему принужденному. Разница в том только, что здесь мы непосредственно метим на красоту выражения, невозможную без чистоты и правильности языка. Соблюдение сих свойств доставляет читателю удовольствие легкого обзора и ясного разумения.
§ 107. Ко вторым принадлежат:
a) прелесть или грация. Она нравится уже сама по себе, исключает все умышленное, все очевидно производимое по правилам и состоит в непосредственной связи с легкостию форм и движений;
b) разнообразие. Одни и те же слова, одни и те же картины утомительны. Разнообразие отнюдь не уничтожает единства, требуемого мыслящей силой, и не противоречит ему по той причине, что единство, исчезающее в частности, тем прекраснее восстановляется гармонической связью частей и в целом впечатлении. Следовательно, оно и там, где употребляет даже контрасты, может нарушать единство в характере и тоне изображения разве тогда, когда не наблюдает гармонии, когда не умеет благоразумно размещать свет и тени, — обыкновенный недостаток слога, обремененного неровностями;
c) живость, противоположенная всем вялым выражениям, всякому скучному многословию и поддерживающая интерес в беспрерывном напряжении;
d) благородная простота. Как простое сердечное пение наиболее пленяет слух, так и незатейливая речь сильно действует на сердце читателя…;
e) плавность оказывается в расстановке предложений, в строении и в связи периодов; она ведет читателя, так сказать, по гладкой дороге;
f) сила и полнота предохраняют всякое сочинение от вялого и тощего тона и на высшей степени обнаруживаются в смелых картинах и выражениях;
g) соответствие. Цель литературного произведения может быть или убеждение, или растроганность, или забава. В первом случае сочинитель преимущественно действует на ум, во втором — на сердце, в третьем — на фантазию и остроумие. Сообразуйте свой слог с этими целями;
h) оригинальность, радующая читателя особенным, новым взглядом на предметы.
§ 108. Третье свойство есть нравственно-эстетическое, а именно приличие или нравственная грация слога, употребляющая только такие речения или картины, которые щадят слух и девственное чувство. <...>
§ 122. Средства для образования себя в хорошем слоге суть:
1) чтение, 2) участие собственной своей деятельности при чтении, и 3) упражнение в письме.
§ 123. Собственная деятельность при чтении есть: 1) разбор и толкование отдельных выражений, мест, небольших сочинений относительно к языку, мыслям и способу изложения; 2) выписка отдельных фраз, исторических достопамятностей или же целого плана и главных мыслей книги в логическом их порядке, для доставления ясного обзора.
§ 124. Собственная попытка в сочинении. Здесь требуется от начинающего, чтобы он;
a) вразумился наперед в том, о чем писать хочет; чтобы
b) рассматривал свой предмет со всех сторон; чтобы
c) не пренебрегал мыслями, гоняясь за красотой выражений; чтобы
d) везде понимал сам себя и мог дать отчет в правильности каждого слова; чтобы
e) всегда имел перед глазами цель, для которой пишет; чтобы
f) избирал достойный, важный предмет для сочинения; чтобы
g) пытал себя во всех слогах, пока не найдет того, который наиболее соответствует его склонностям; чтобы
h) беспрерывно упражнял себя,
i) не пугаясь трудностей, на первом шаге встречающихся, ибо с каждым днем приобретается более навыка; чтобы к) не спешил отделкою; чтобы был в подражании осторожен. <...>