Практическое занятие № 5 (4 часа)

Тема: Публичное выступление.

Цель: Познакомиться со спецификой публичного выступления, индивидуальным речевым стилем оратора. Овладевать чувством аудитории и особенностями его проявления в речи оратора, приемами привлечения внимания аудитории, речевого воздействия. Учиться разрабатывать тему выступления в соответствии с целью, выстраивать композицию, осуществлять переходы между частями, овладевать средствами связи.

2. Формирование коммуникативной компетенции, а также ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9.

Задание 1. Напишите реферат на одну из предложенных тем* и на его основе подготовьте устное выступление на 7-10 минут.

При подготовке к выступлению внимательно изучите все рекомендации по справочным материалам.

Задание 2. Подготовьтесь к анализу прослушанных выступлений, используя данную схему:

1. Тема и цель.

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление.

Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть.

Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение.

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение.

Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

Задание 3. Сделайте самоанализ речи собственного выступления по следующим схемам.

Общая оценка

1. Речь удалась – не удалась.

2. Контакт был – контакт слабый – контакта не было.

3. Меня поняли – со мной согласились – меня не поняли.

4. Как я держался во время речи? В каком эмоциональном состоянии ухожу после выступления?

Детальная (аналитическая) оценка.

1. Как аудитория встретила меня? – Доброжелательно. Равнодушно, безразлично. Сдержанно. Недоверчиво, неприязненно. С открытой враждебностью.

2. Как началась речь? Вызвала ли вводная часть заинтересованность, оживление? Настороженность? Безразличие? Неприятие?

3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на протяжении речи? Оно изменялось в мою пользу или наоборот? В каких частях моей речи это можно было заметить? Как это выразилось? Возможные причины этих изменений.

4. Если аудитория реагировала отрицательно, – как в целом, так и по частям моей речи, – то чем это могло быть вызвано?

5. Как я сам реагировал на неудачи? И как – на успехи?

6. Как я сам оцениваю:

а) выбор темы, ее раскрытие, свою позицию;

б) план и композицию выступления, логику построения; начало, конец;

в) если тему, факты, логику, доказательства, композицию и прочее я оцениваю положительно, то чем объяснить неудачи, неудовлетворенность, ослабление контакта и пр.?

7. Как я сам оцениваю свою устную речь: дыхание (не хватало глубины дыхания, было затруднено дыхание через носовую полость), были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно сказать о громкости, темпе, плавности речи? свободно ли лилась речь, не было ли излишнего напряжения? или вялости? излишней простоты, фамильярности?

8. Как аудитория отзывалась на мои аргументы, примеры, вставные сюжеты, шутки, вопросы?

9. Как я держался: просто и свободно – или скованно, не поправлял ли галстук, не было ли жарко и т.п. Не злоупотреблял ли жестами и мимикой?

10. Какие уроки я могу извлечь из этого выступления, что могу использовать из опыта подготовки и самого исполнения в своей дальнейшей работе?

Литература:

Основная

1. Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М: Логос, 2011, – 328 с.

2. Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикуи / Т.Е. Тимошенко. – М: Флинта, 2009. – 96 с.

3. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека / Г.Г.Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М: Флинта, 2008. – 136 с.

Дополнительная

1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие / В.И. Аннушкин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 224 с.

2. Стернин И А. Практическая риторика: учеб. пособие / И.А.Стернин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

3.Андреев, В.И. Деловая риторика / В.И. Андреев.– Казань, 1993.

4.Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: Учебное пособие для ВУЗов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1995.

5.Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2000 и последующ. изд.

6.Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман. – М., 1997.

7.Данкел, Ж., Парнхем Э. Ораторское искусство – путь к успеху / Ж. Данкел, Э. Парнхем. – СПб., 1997.

8.Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. – М., 1996.

9.Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М., 1998.

10.Иванова, С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф. Иванова. – М., 1978.

11.Касаткин, С.Ф. Обратная связь в устном выступлении / С.Ф. Касаткин. – М., 1984.

12.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. – М., 1998.

13.Культура русской речи и эффективность общения / Ширяев Е.Н., Скворцов Л.И., Лазуткина Е.М. и др. – М., 1996.

14. Лаптева, О.А. Живая русская речь с телеэкрана / О.А. Лаптева. – М., 2000.

15. Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Леммерман. – М., 1998.

16.Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М., 1997.

17. Михайлова, О.А. Шаги к искусной речи / О.А. Михайлова, М.В. Голомидова. – Пермь, 1995.

18. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М.,1996.

19. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М., 1995.

20.Савкова, З.В. Средства речевой выразительности / З.В. Савкова. – М., 1982.

21. Уайтсад, Р. О чем говорят лица / Р. Уайтсад. – СПб., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: