Для теории и практики социальной работы чрезвычайно важно понимать значение гносеологических, теоретико-познавательных вопросов, так или иначе общезначимых в системе философского знания. Обращение к теоретико-познавательным вопросам, во-первых, неизбежно выявит необходимость рассмотреть содержание основного философского вопроса; во-вторых, и это, конечно, важнее, приведет к логической потребности рассмотреть понятие "методология", ее роли в познании как компаса в научных исследованиях и другие проблемы, возникшие в ходе обсуждения этой темы, В-третьих, методологический подход неизбежно поставит задачу рассмотрения форм и методов научного познания, среди которых первостепенная роль должна уделяться именно методам исследования. Метод познания можно в общем виде определить как форму теоретического освоения действительности, исходящей из закономерности движения и развития изучаемого объекта (явления, факта, процесса). Метод познания - не что иное, как система принципов теоретической и практической деятельности.
|
|
В курсе философии обосновывается, что метод в науке не может быть отделен от теории (так как метод в научном познании, приводящий к получению новых знаний, и есть в то же время теория). Этот факт важен в процессе усвоения различных теорий социальной работы (как уже отмечалось в других разделах, в практике социальной работы, развертываемой на основе той или иной теории социальной работы, например системной, динамической и т.п., используются и различные методы для решения проблем клиента: групповая терапия, кризисная терапия, ролевая игра и т.п.).
Важный момент курса философии - показ того, что формы познания выступают как бы логическим средством проявления и функционирования самого метода, это обусловлено тем, что как в освоении теории социальной работы, в ее использовании для исследования социальной действительности, так и в практике социальной работы необходимо знание анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотез и места интуиции в познании [16, 17].
Принимая во внимание тот факт, что социальная работа существует в виде профессиональной и непрофессиональной деятельности, необходимо повысить значимость изучения такой философской проблемы, как эмпирический и теоретический, научный и обыденный уровни познания.