Имеет нормативную основу, распределительный характер денежных отношений, предусматривает предварительное планирование, определение конкретных объектов, субъектов, объёмов, сроков осущ-ия, обязательность целевого использования денежных ресурсов, закрепления в нормативных актах.
Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли направляемых на расширение воспроизводства, условия платежей в бюджет (критерии плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядок их исчисления).
Финансирование из бюджета кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Может проявляться:
-до наступления распределительного процесса;
-в ходе осуществления данного процесса;
-в ходе завершения этого процесса;
Особое внимание обращается на:
1) каждый из денежных фондов должен формироваться в строго целевом назначении, из строго определённого источника.
2) нормативы отчислений соответствовали плану.
|
|
3) сроки поступления средств в соответствующие фонды (нарушение сроков вызывает трудности в финансировании плановых мероприятий).
Формой реализации кон. ф-ии: фин-ая инф-ция, к-ая выражает фин-ые показатели как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача.
5. Фин.ресурсы. Хар-ка основых источников централизованных финансовых ресурсов.
Признаки финансовых ресурсов:
1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.
2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, к-ое распоряжается ими.
3. целевая направленность (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, соц. нужды, оборудование, управление и т.д.).
Фин. ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных так и децентрализованных и использование в соответствии с их целевым направлением.
Объем, формы мобилизации, состав и структура финансовых ресурсов определяются гос-ом и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике.
Важный законодательный акт– з-он о бюджете РБ.
Важнейший источник фин. ресурсов гос-ва - стоимость ВВП. Объемзависит от масштабности и эффективности процесса производства.
Величина финансовых ресурсов, инвестируемых в производство, будет оказывать непосредственное влияние на темпы его роста и эффективности.
Источники финансовых ресурсов государства:
|
|
- ВВП;
- часть нац. богатства гос-ва;
- поступления от внеш. экон-ой деятельности.
Виды финансовых ресурсов:
1. Налоги
2. Не налоговые доходы
3. Др. платежи, уплачиваемы ЮЛ и ФЛ в общегосударственные фонды денежных средств
4. АО
5. Прибыль хоз-ых субъектов
6. Страховые взносы по соц. страхованию имущественному, личному и другим.
7. Гос-ые займы: внутренние и внешние
8. Доходы от приватизации гос-ой собственности
Все финан. ресурсы гос-ва делятся на 2 группы:
1.Централизованные (общегосуд-ые) – ден. поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части нац. богатства, поступлений от внешней экон-ой деят-т (находящиеся в распоряжении гос-ва – в централизованных фондах денежных средств (для расширения воспроизводства и удовлетворение др. общегосуд-ных потребностей).
Гос. бюджет – самый значительный из всех фондов.
Основные виды централизованных финансовых ресурсов:
- налоговые доходы;
- не налоговые доходы (юр.лицами и физ. лицами);
- взносы по гос-ому соц-му страхованию. Основная доля - налоговые доходы.
Направления использования центр. фин-ых ресурсов:
- общегос-ые расходы;
- нац. оборона;
- правоохранительная деят-ть и безопасность гос-ва;
- нац.экономика;
- охрана окружающей среды;
- ЖКУ и жилищного строительства;
- здравоохранения, физкультура и спорт, культура, СМИ, образование;
- соц. политика.
Формы использования централизованных финансовых ресурсов:
бюджетные ассигнования; субсидии, субвенции, дотации; бюджетные ссуды и займы; стипендии, пособия, пенсии; образование; матер-ая поддержка.
2. - децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий и организаций).