Тема 8. Просветительская деятельность как процесс сбора, обработки и распространения информации

Просветительская деятельность как целенаправленный педагогический и динамичный процесс, обеспечивающий сбор, анализ, передачу и усвоение определенной совокупности знаний.

Просветительская деятельность как социокультурная система, включающая:

а) передачу знаний, формирование определенных свойств, качеств личности;

б) информацию, которая должна стать предметом усвоения;

в) средства, методы и формы общения, способствующие усвоению данной информации;

г) определенный контингент, испытывающий потребность в получении информации;

д) специалистов социально-культурной деятельности, соответствующих целям социально-культурной системы, владеющих определенной информацией об объекте воздействия.

Основные уровни переработки информации в просветительской деятельности:

1. Сбор и анализ социальной информации. Принципы и условия отбора содержания информационно-просветительской деятельности.

2. Переработка информации (её интерпретация, "кодирование").

3. Распространение (трансляция) информации.

Педагогические условия отбора содержания: учет знаний, умений и навыков, социального опыта личности, познавательных интересов аудитории, индивидуальных характеристик посетителей; учет политической, экономической, социально-культурной ситуаций.

Способы отбора содержания – проблемный, тематический, предметный, биографический, национально-культурный.

Принципы организации содержания: систематичность в распространении знаний, фактов и др., преемственность в подаче материала, соблюдение правил дидактики, последовательность в изложении и усвоении содержания.

Способы организации материала: хронологический— репортажи, вечера-рассказы, хроника и т.п.; ценностный— композиции, конференции проблемного характера. диалоги и т.п.; логический— интервью, портреты. очерки; ассоциативный как сопоставление разножанровых и стилистически разнообразных материалов, объединенных мыслью автора.

Организация информационно-просветительской деятельности и обеспечение систематичности и последовательности педагогического воздействия на аудиторию. Аудитория реальная и потенциальная. Разнообразие форм связи с населением. Понятие обратной связи. Обеспечение доступности циркуляции информации как по вертикали, так и горизонтали.

Распространение (трансляция) социальной информации. Основные формы информирования и просвещения. Опыт оценки эффективности различных форм информационно-просветительской деятельности социально-культурных институтов, их характеристика и классификация.

Формы социально-культурной деятельности преимущественно информационного характера (экскурсия, выставка, реклама, презентация, конференция и т.д.).

Формы социально-культурной деятельности преимущественно просветительского характера (лекции, университеты, курсы, школы и т.д.).

Формы социально-культурной деятельности, активизирующие личность (дискуссии, ток-шоу, аукцион знаний, олимпиада и т.д.).

Формы социально-культурной деятельности развлекательно-познавательного характера (конкурсы, игра и т.д.). Методика их подготовки и проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: