Всеобщие методы

Всеобщие (философские) методы – методы, предназначенные для выявления философских, наиболее общих знаний, отражающих исходную мировоззренческую позицию исследователя (ученого, студента и др.) в отношении любого государственно-правового явления. Они включают в себя метафизику и диалектику как самостоятельные направления в познания действительности.

1. Метафизика как научный подход рассматривает государство и право в качестве постоянных и неизменных институтов, тесно не связанных между собой и иными явлениями общественной жизни. Часто используется формальный подход, анализируются уже имеющиеся теории в науке, развиваются до абсолюта, часто граничат с абсурдом. Например, утверждение, что право ценнее государства. Данное утверждение близко к абсурду по причине необеспеченности прав государством (например, права «раздуваются» и отстают от возможностей обеспечения государством или абсолютизация гуманизма в идее правового государства противоречит идее справедливости при отмене смертной казни в правовом государстве).

2. Диалектика раскрывает наиболее общие законы развития объективного мира, изучает их в динамике, во взаи­мосвязи и поступательности движения, совместном развитии противоположностей (их единства и борьбы). Законы диалектики сви­детельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Диалектическая логика выявляет принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий. Основными требованиями диалектической логики являются: всесторон­ний охват предмета в мышлении; рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении; привлечение всей имеющейся практики для полного определения предмета; утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Нет и абсолютной истины, есть относительная. Например, смягчение/ужесточение санкции возможно лишь при достижении соответствующей ступени развития общества.

Диалектика подразделяется на материализм и идеализм. Материализм акцентирует внимание на факторах материального мира (деньги, вещи, земля и др.), а идеализм связан с духовными, психологическими факторами (осознание идеала, стремление подражать харизме-уникальности).

2.а. Диалектический материализм делится на:

Объективный материализм рассматривает любое государственно-правовое явление в динамике его развития с сопутствующими фундаментальными (неизменными) факторами (социальными – расслоение общества, экономическими - неравенство и др.).

Субъективный материализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижными) факторами (географическими – место поселения влияет на принятие закона, этническими – модель поведения присущая месту рождения и национальным особенностям.

2.б. Диалектический идеализм делится на:

Объективный идеализм рассматривает любое явление в связи с фундаментальными (неизменными) факторами, божественной силой или высшим разумом. Например, наличие законов обусловлено волей господа.

Субъективный идеализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижные) факторами - сознание человека, учет его интересов (воли), особенностей психики. Например, право – это всегда результат воли конкретного лица или группы лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: