Общенаучные – методы, предназначенные для выявления общих знаний о государственно-правовом явлении на отдельном этапе его развития. К ним относятся следующие методы: анализ, синтез, историзм, формально-логический, системно-структурный, функциональный, герменевтический, научной абстракции.
1.Анализ представляет собой разделение исследуемого явления на отдельные части для самостоятельного, более глубокого их изучения в относительной изоляции от целого.
2. Синтез обобщает имеющиеся данные о явлении, представляет собой соединение отдельных частей в единый изучаемый предмет исследования с целью выявления особенностей в их конкретном сочетании и взаимном влиянии. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
3. Историзм означает, что изучение государства и права происходит во времени и является эволюционно развивающимся. Исторический метод характеризуется конкретными, фактическими формами изложения материала.
4. Формально-логический означает абстрактность теоретических размышлений при условии сохранения существенных логических связей (неотделимости государства от права).
|
|
5. Системно-структурный методоснован на изучении многообразия внутренних связей исследуемого предмета как целостной системы. Особенности: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
6. Функциональный метод основан на выявлении социального назначения, роли и взаимосвязи функций одних явлений в отношении других и связи между ними.
7. Герменевтический метод означает особую понятийную позицию в отношении рассматриваемого государственно-правового явления с точки зрения существующей на определенный исторический момент логики, показывает какие взгляды соотносились с требованиями определенных социальных, групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи. Научная абстракция – выделение и изучение самых важных признаков предмета познания, игнорирование второстепенных признаков с целью идеализации предмета познания (изучение в «чистом» виде).