Лекция 5. Эволюция первобытно-общинного строя и

Возникновение государства и права

Вопросы:

1. Характеристика первобытно-общинного строя

2. Причины эволюции первобытно-общинного строя

3. Возникновение государства и права

Характеристика первобытно-общинного строя

Если говорить о первобытном (догосударственном) обществе людей, то оно представляет из себя определенное количество индивидов, которые объединены между собой в род, а несколько родов в племя. Необходимость сосуществования в племени обусловлен целью выживания в трудных условиях: содержание хозяйства, поддержание огня, добыча пищи, защита от нападения, сохранение и продолжение рода. Права в таком обществе имели характер обычаев, мифов, табу, ритуалов и не носили официального закрепления в документах. К ритуалам можно отнести периодическое жертвоприношение с целью задобрить всевышнего или искупить грехи племени. Людей – жертв называли фармак.

Среди характерных особенностей этого строя можно отметить: не­совершенство орудий труда, низкую производительность труда, коллективная собственность на средства производства, распределе­ние добытых продуктов питания на основе равенства без учета вклада в общее дело.

Признаки власти, существовавшей в первобытно-общинном строе: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях; 2) была примитивно общественной, строилась на нача­лах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, избирающие вождя (старей­шину), военачальника и др.

Признаки норм, существовавших в первобытно-общинном строе: 1) отношения в первобытном обществе регулировались глав­ным образом обычаями, вошедшими в привычку в результате многократ­ного и длительного применения; 2) регулирование поведения людей, не были документально оформлены или закреплены в письменном виде; 3) обеспечивались первично в силу привычки, вторично мерами убеждения и сурового принуж­дения (избиение, изгнание из рода); 4) ведущим способом регулирования выступал за­прет (система табу обычно по поводу каннибализма, инцеста, убийства), отсутствие собственно прав и обязанно­стей; 5) нормы выражали интересы всех членов рода и племени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: