Возникновение государства и права
Вопросы:
1. Характеристика первобытно-общинного строя
2. Причины эволюции первобытно-общинного строя
3. Возникновение государства и права
Характеристика первобытно-общинного строя
Если говорить о первобытном (догосударственном) обществе людей, то оно представляет из себя определенное количество индивидов, которые объединены между собой в род, а несколько родов в племя. Необходимость сосуществования в племени обусловлен целью выживания в трудных условиях: содержание хозяйства, поддержание огня, добыча пищи, защита от нападения, сохранение и продолжение рода. Права в таком обществе имели характер обычаев, мифов, табу, ритуалов и не носили официального закрепления в документах. К ритуалам можно отнести периодическое жертвоприношение с целью задобрить всевышнего или искупить грехи племени. Людей – жертв называли фармак.
Среди характерных особенностей этого строя можно отметить: несовершенство орудий труда, низкую производительность труда, коллективная собственность на средства производства, распределение добытых продуктов питания на основе равенства без учета вклада в общее дело.
|
|
Признаки власти, существовавшей в первобытно-общинном строе: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях; 2) была примитивно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, избирающие вождя (старейшину), военачальника и др.
Признаки норм, существовавших в первобытно-общинном строе: 1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения; 2) регулирование поведения людей, не были документально оформлены или закреплены в письменном виде; 3) обеспечивались первично в силу привычки, вторично мерами убеждения и сурового принуждения (избиение, изгнание из рода); 4) ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу обычно по поводу каннибализма, инцеста, убийства), отсутствие собственно прав и обязанностей; 5) нормы выражали интересы всех членов рода и племени.