Понятие функций государства

Функциями в философском смысле является внешнее прояв­ление внутренних свойств (сущности) какого-либо явления в определенной системе от­ношений. В своем юридически адаптированном виде понятия «фун­кция» и «функционирование» применительно к праву и го­сударству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. поэтому, в теории государства и права общепринятой является следующая трактовка. Цели и задачи государства, его сущность определяют функции. Функции государства – основные направления и формы деятельности государства, выражающие его сущность. Существуют и другие расширительные или ограничительные толкования функций государства, однако это отражает лишь конкретику и реальность воздействия механизма государства на развивающиеся общественные отношения. В то время как, понятия «деятельность» и «сущность» являются неизменными составляющими определений функции государства и закрепляются в большинстве научных позиций. Причем стоит провести четкую границу в понимании данного явления – рассматривается не сама государственная деятельность во всем ее многообразии, а лишь основные ее направления. Наличие в определении слова «формы» обусловлено выражением формальных аспектов явления – проявлением логической взаимосвязи функций и сущности как формы и содержания.

Государство по отношению к обществу выступает управляющей системой, силой, воздейст­вующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Го­сударство не может позволить себе быть пассивным, оно всегда активно действует и располагает для этого массой государственных органов. Государство активно, поскольку это организация власти. В эксплуататорских обществах активность государ­ства возрастает вместе с обострением социально-классовых кон­фликтов, вплоть до военного подавления угнетен­ных классов. С точки зрения воздействия на экономические отношения государство может играть двоякую роль - либо активно содействовать развитию определенных отношений, либо активно и сознательно их ограничивать. Например, государство выступало противовесом в отношении развития и прогресса экономических отношений в эпоху эволюционной смены феодализма и развития капиталистического производства.

Другие примеры, например Россия начала 90-х годов выступила инициатором развития новых форм экономических отношений, и тем самым вынудила неподготовленную массу населения принять перестроечные процессы в экономической сфере (свободная торговля, предпринимательство, приватизация).

Сферы государственной деятельности многооб­разны и зависят не только от сущности государства, но и от конкретно-исторических условий, в которых функционирует государство. Каждая функция государства имеет предметно-политиче­скую характеристику не остается неизменной на отдельных этапах развития государства. Если в результате эволюционного развития общественных отношений, отмечает С.А. Комаров, «к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства». В определенные периоды может происходить смена приоритет­ных интересов, что влечет и функциональные изменения, на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максималь­ное значение. Например, функция обороны нашей страны в пе­риод Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. или функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).

Таким образом, в теории государства и права ка­тегория «функция государства» отражает реальный процесс его жизнедеятельности, но непременно связанный с сущностью государства. Поэтому различное содержание функций государства сказывается на различных подходах к их классификации с объективным желанием полнее отразить объем явления. Функции исполняют роль выразителей цели. В них воплощается функциональная деятельность в форме регулятивно упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Специфика и смысл этого процесса в организации, реализации и защите определенного (социально и исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни людей. Функции являются формой решения сущностных государственных целей и задач.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государ­ства с преимущественно классовыми и преимущественно обще­социальными (демократическими) функциями, что предполага­ет выяснение не только направлений (форм) деятельности, но и соци­ального предназначения государства. Классовые функции осуществляются в интересах господ­ствующего класса - охрана существующе­го государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых про­тивников и др. Общесоциальные функции реализуются в инте­ресах всего общества, в том числе господствующей элиты и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных систем, крупных общественных сооружений, борь­ба со стихийными бедствиями, осуществление социальных про­грамм). Л. А. Морозова убеждена, что общесоциаль­ная деятельность государства обеспечивает определенную сте­пень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов (экономиче­ских, культурных, национальных и др.). Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных свя­зей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: