Многочисленные точки зрения по этому вопросу, в конечном счете, могут быть сведены к тому, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо их синтез. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. В этой связи следует акцентировать внимание на их взаимосвязи. Поэтому, функции права - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общественных отношений. Сжав заложенный смысл, функция права - это реализация его социального назначения. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. Реализация права (направление его воздействия) – «реальный ответ» законодательной политики на потребности общественного развития. Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. Понятие «функция права» охватывает различные формы правового воздействия. Например, собственно юридическое воздействие (правовое регулирование - упорядочение общественных отношений, осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний) и неюридическое (информационное и ориентационное).
|
|
Функции права можно рассматривать в специально-юридических или общесоциальных аспектах. Поэтому, классификацию функций права проводят на основные (собственно-юридические) и неосновные функции права в зависимости от направления воздействия права на общественную жизнь, объема правового регулирования и постоянства его осуществления.
1. Основные функции права классифицируют в свою очередь на:
А. основные собственно-юридические функции (регулятивная, охранительная)
Б. основные социальные функции (экономическая, политическая, идеологическая).
2. Неосновные функции права также классифицируют на:
А. неосновные собственно-юридические функции (компенсационная, восстановительная, ограничительная)
Б. неосновные социальные функции (экологическая, социальная – в узком смысле, информационная).
Если учитывать общесоциальный аспект, то экономическая функция имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений (право упорядочивает производственные отношения, выступает важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства, оберегает от мошенничества, вымогательства, хищения, уничтожение имущества, изготовления и сбыта поддельных денег), политическая (регламентирует в первую очередь отношения власти, отношения между социальными группами, национальные отношения), идеологическая (отражает определенную идеологию, оказывает формирующее значение на мысли, чувства и мотивы поведениялюдей с целью формирования высокого правосознания, уважения к закону), а также экологическая, социальная и информационная.
|
|
Если учитывать специально-юридический аспект, то право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции (охрана существующего порядка). Регулятивная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общественных отношений, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Регулятивная функция занимает в системе функций права главенствующее, определяющее место. Наиболее специфичными элементами осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
Охранительная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общественных отношений, нацеленные на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу. Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер (возложение обязанностей, запретов, наказаний). Она вторична, потому, что начинает действовать с того момента когда, есть то что урегулировано но может быть нарушено. Основное назначение данной функции заключается в предупреждающей охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт существования запрета или санкции оказывает действенное влияние на некоторых лиц, побуждая их воздерживаться от правонарушений. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение. Обе названные функции совместно, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействуя развитию и укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем, она: характеризует право как особый способ (угроза санкцией, установление запрета) воздействия на волю и поведение людей; служит источником информации о охраняемых социальных ценностях; является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
Отдельно необходимо сказать о функции права как правового стимулятора (поощрение, льгота, дозволение, рекомендация), которые в современной юридической литературе справедливо рассматриваются А.В. Малько и также оказывают регулятивное воздействие на общественные отношения.
|
|
Функции права могут рассматриваться как системное явление, непосредственным образом связанное с системой права. В этом случае в соответствии с элементами системы права, можно выделить пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
Характерные особенности функций права: 1. Вытекают из его сущности и определяется назначением права в обществе; 2. Определяют направление его воздействия на общественные отношения; 3. Направлены на осуществление основных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития; 4. Представляют собой активное упорядочивающее воздействие на общественные отношения (функции динамичны); 5. Непрерывны в своем действии, постоянно сопровождают право.
Функции права - понятие собирательное и отражает настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, следует отличать от «функционирования права» отражающего действие права только в настоящем, как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами.