Огромное количество нормативно-правовых актов порождает их неизбежное противоречие. Они могут по разному трактовать решение одного вопроса, частично противоречить другому нормативному акту, или полностью не совпадать с ним по смыслу. Поэтому необходимо проведение регулярной систематизации с целью приведения законодательства в упорядоченную систему. Систематизация подразделяется на виды.1) Инкорпорация – объединение в одном документе (книге) различных нормативных актов без их изменения, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Собранные вместе акты могут излагаться в хронологическом, тематическом порядке. Инкорпорация не требует специальных полномочий на ее осуществление и подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных, просветительских целях. На неофициальные инкорпоративные источники нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. 2) Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый укрупненный акт, где каждый включенный акт теряет самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты могут объединяться по отраслевому признаку. Например, в области охраны природы. Консолидация в основном используется как промежуточный этап, перед кодификацией. 3) Кодификация - объединение нескольких нормативных актов в новый единый, логически цельный акт, системно регулирующий определенную группу отношений с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются противоречия, учитываются новые требования, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация выступает наиболее сложной разновидностью систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей, отраслевой, специальной. Осуществляется кодификация только официально специальными органами в результате деятельности которых появляется новый нормативно-правовой акт, приобретающий высокую юридическую значимость.
|
|