Закономерности социального управления и принципы управления в органах внутренних дел

Управление основывается не только на учете объективных законов общественного развития, но и на внутренних закономерностях построения, функционирования и развития социальных систем. Эти закономерности представляют собой выявленные и изученные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи, которые выражают существенные стороны организационных процессов социального управления и действуют независимо от воли и сознания, занятых в управляющей системе людей. Дальнейшим развитием и практическим воплощением этих закономерностей является определение принципов (от лат. principium - начало, основа) социального управления, которые представляют собой, в данном случае, основные исходные положения о том, как должна строиться и функционировать та или иная социальная система управления.

Исходя из различных аспектов социального управления, о чем было сказано выше, всю совокупность закономерностей и вытекающих из них принципов социального управления можно с определенной долей условности разделить на две большие группы. Во-первых, это закономерности и принципы, связанные с социально-политическим аспектом данного вида управления, т.е. с его везде присутствующей социально-политической направленностью, а во-вторых, это закономерности и принципы, связанные с организационно-техническим аспектом социального управления - созданием организационных структур, а также технологии осуществления наиболее рационального и эффективного управляющего воздействия, обеспечивающего оптимальное достижение системой поставленных перед ней целей и задач.

К закономерностям первой группы, связанным с достижением социально-политических целей управления относятся:

─ необходимость приведения систем и механизма социального управления в соответствие с существующим в настоящее время уровнем развития общественных отношений. Суть этой закономерности состоит в том, что социальными системами применяемые формы и методы управления должны соответствовать Конституционно закрепленным нормам, регулирующим те или иные виды общественных отношений в государстве, его федеративное устройство, организацию федерального, регионального и местного самоуправления и пр., т.е. в данном случае система управления, как правило, стремиться к поддержанию баланса равновесия с окружающей ее средой функционирования.

─ обусловленность эффективности социального управления сближением целей управляемых и управляющих систем. Суть этой закономерности, в частности, состоит в том, что цели и задачи органов государственного управления и правоохранительных систем должны быть максимально приближены к насущным проблемам общества. Так, например, во всех предвыборных кампаниях и практически во всех регионах Российской Федерации избиратели на одно из первых мест выдвигают проблемы обеспечения общественной безопасности, активизацию борьбы с коррупцией и пр., что находит свое соответствующее отражение в иерархии целей и задач правоохранительных органов.

Закономерности второй группы, как было сказано выше, связаны с реализацией организационно-технических целей управления. К ним относятся такие, как:

- соответствие организационного построения субъекта управления особенностям объекта управления или объекта воздействия, а также развитие функциональной специализации систем управления;

- цикличность и непрерывность процесса управления являются определяющими в том, что вся технология или алгоритм процесса управления состоит из ряда, в определенном порядке сменяющихся действий, связанных с анализом складывающейся оперативной обстановки, целепологанием, выработкой решений, организацией их исполнения и контролем, т.е. постепенный переход от познавательной и программирующей деятельности к непосредственно реализующей.

В соответствии с вышеназванными закономерностями социального управления формируются и принципы социального управления, представляющие собой основные положения, которыми руководствуются в процессе осуществления управления. Под принципом следует понимать правило, постулат, общую идею о том, как должна строиться и функционировать система. В отличии от закономерностей принципы субъективны по своей природе. Они формулируются людьми на основе познания закономерностей и опыта практической деятельности.

Основными принципами социального управления являются:

- организационно-политические: законность, научная обоснованность, участие граждан в управлении;

- общеорганизационные: объективная необходимость, конкретность, оптимальность;

- организационно-технические принципы построения систем управления: территориально-производственный, функциональный, линейный;

- организационно-технические принципы осуществления процесса управления: разделение функций управления, целенаправленность, обратная связь, непрерывность.

К основным принципам управления органами внутренних дел можно отнести следующие:

- единоначалие;

-централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задач;

- твердость и настойчивость в проведении принятых управленческих решений в жизнь;

- оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

-личная ответственность руководителей за принимаемые решения, применение подчиненных подразделений и результаты выполнения поставленных им задач.

Все принципы, представляя собой единую систему, отражают саму сущность социального управления, и применение их является обязательным в процессе, как построения, так и непосредственного функционирования социальных систем. Кроме этого применение указанных принципов должно осуществляться в комплексе, поскольку невыполнение хотя бы одного их них нарушает процесс эффективного функционирования систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: