Понятие системы. Общая классификация систем. Основные элементы системы управления

Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, составленное из каких-либо частей. Понятие “система”, в том смысле, как его сейчас понимают, связывается наукой управления с развитием философии и возникновением кибернетики – «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», и в частности с одной из отраслей прикладной кибернетики – теории исследования систем и операций.

В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные – представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Понятие «система» раскрывает сущность управления. При этом «системность» является важнейшим сущностным признаком управления. То есть «управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно»[10].

Система характеризуется рядом основных признаков.

Первый признак. Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях.

Второй признак. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой.

Третий признак. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство.

Четвертый признак. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми.

Пятый признак. Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

Шестой признак. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной системе, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» формой обратной связи может быть служебная записка о выполнении распоряжения.

Седьмой признак. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

Восьмой признак. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.

Девятый признак. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов.

Десятый признак. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования.

Систему управления можно интерпретировать как «всякую сложную, целостную организацию, которую характеризуют качества принципиально новые по сравнению с качествами, составляющих ее элементов. Совокупность элементов объединена постоянной связью, имеется общая цель, и все элементы системы содействуют достижению общей цели. Порядок взаимодействия элементов может быть установлен только организацией системы, которая означает создание и приведение системы в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающий эффективный режим функционирования процесса управления»[11].

В системе управления выделяются:

управляющая система, субъект управления, часть системы управления, осуществляющая управляющие воздействия для поддержания и развития объекта управления в заданном системой целей направлении;

управляемая система, являющаяся объектом управления. В самом широком смысле состояние объекта управления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляющими воздействиями управляющей системы и воздействиями среды (внутренней и внешней);

система прямых и обратных связей.

Итак, в самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Субъект управления генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение объекта, при этом объект управления, получая эти команды, в силу определенных причин функционирует в соответствии с их содержанием. Только в том случае, когда объект управления выполняет команды субъекта управления, можно говорить об осуществлении управления.

Система управления имеет ряд подсистем: структурно-функциональную, информационно-поведенческую и подсистему саморазвития организации.

Структурно-функциональная подсистема системы управления - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления.

Информационно-поведенческая подсистема системы управления – ее суть состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей целевые ориентиры организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности.

Реальные формы проявления этой подсистемы:

- управленческие теории и управленческая идеология;

- формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;

- уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;

- информированность работников, носители информации, методы распространения информации.

Подсистема саморазвития организации системы управления. Появление этой подсистемы саморазвития организации системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.

Существуют различные виды управления людьми. В зависимости от пределов властного воздействия можно различать управление государством, городом, сферой социальной жизни.

Рассматривая социальные системы, мы выше отмечали, что их важнейшим элементом является система государственного управления. Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов, которые выражаются в правовых формах и включают в себя: систему государственных институтов, систему государственных служащих, совокупность функций и методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления.

В число необходимых условий обеспечения жизнедеятельности и эффективности государства входят правоохранительные институты. Они являются существенной частью политико-правовых, экономических и социальных отношений. Таким образом, мы обозначаем правоохранительные органы как элемент системы государственного управления.

Органы внутренних дел Российской Федерации – важнейшее звено в системе правоохранительных органов. Органы внутренних дел необходимо рассматривать, как специфическое системное образование, имеющее определенные системные признаки.

Отличительным системным признаком для органов внутренних дел являются поставленные перед ними цели, суть которых заключается в осуществлении в пределах своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Среди системных признаков для органов внутренних дел можно отметить следующие: детерминированность элементов системы, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

Детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые, функциональные штабные подразделения находятся в тесной взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена.

Динамичность – состоит в том, что органы внутренних дел, испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.

Наличие управляющего параметра – заключается в том, что в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими полномочиями, который вырабатывает или принимает команды управления и организует их исполнение.

Наличие усилительных свойств – заключается в том, что органы внутренних дел, получая от вышестоящих системных образований общие команды управления, детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственно исполнение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и в развитие решений вышестоящих органов или решения, принимаемые в порядке т.н. «правового автоматизма»).

Наличие обратных связей – состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.

В дальнейшем орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: