Практическая работа - опыты

В настоящее время опыт следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Различают опыты по специфике проведения:

· демонстрационные,

· лабораторные (работа детей);

· по поисковой направленности:

· традиционные (цель ставитcя учителем)

· проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

Опыт может быть использован на различных этапах урока.

При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

При подготовки опытов учителю необходимо учитывать следующее:

· соблюдать меру вещества;

· вещества должны быть доброкачественные;

· прибор не должен иметь дефектов;

· все оборудование готовится заблаговременно;

· необходим комплект нужного оборудования.

Основные требования к постановке опытов:

· ясная постановка цели;

· четкая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

· проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

· своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

· контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

· уборка рабочего места;

· отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

· повторение и закрепление выполненных опытов в тетради.

Опыты развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.

Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:

-наблюдение явления;

-предположение о причине явления;

-проверка предположения при помощи опыта;

-анализ результатов, выводы.

Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

1. Учитель готовит все необходимое для проведения опыта
оборудование, проверяет его.

2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни
казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания
которых он просто не получится.

3. Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и иметь результаты опытов. В некоторых случаях, если прибор мал, учитель может показать его учащимся, проходя между партами (исключение зажженная спиртовка). Следует так же использовать и классную доску, изображая на ней схему демонстрируемого прибора.

4. При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью учащимся дается задание перед началом демонстрации опыта (повторной) провести дополнительные наблюдения.

5. После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

На уроках окружающего мира опыты чаще всего проводятся при изучении нового материала как подтверждение, иллюстрация к рассказу или объяснению учителя. Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке

Важными видами деятельности при проведении опытов, кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о проделанном опыте и фиксация полученных результатов. Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы.

Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления.

Использование наблюдений и опытов в курсе окружающего мира начальной школы представляет учителю хорошие возможности включить учащихся в практическую работу с понятиями. При этом происходит установление связей между понятиями, их взаимное обогащение. Работа по постановке опытов повышает эффективность умственной деятельности учащихся, развития практических умений и навыков, способствует более глубокому и быстрому усвоению материала.

Практическая работа в рабочих тетрадях

Рабочая тетрадь с заданиями является дополнением к учебнику "Окружающий мир" и предназначается для индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и дома.

Рабочая тетрадь сориентирована на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. Она обеспечивает фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, способствует развитию у детей мышления и воображения, помогает формированию бережного отношения к природе, навыков экологически целесообразного поведения.

Разделы пособия соответствуют разделам учебника.

В рабочей тетради по окружающему миру задания разного типа:

-на соответствие,

-на поиск информации,

-на внесение данных наблюдений и т.д.

Она содержит задания, способствующие развитию у детей умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, сравнивать и обобщать, а также позволяет использовать теоретический материал на практике. Задания меняются и усложняются в зависимости от возрастных особенностей детей и по мере усложнения изучаемого материала.

Пособие поможет учителю эффективнее организовать образовательный процесс на уроках по окружающему миру.

Чтобы обучение было полноценным, следует использовать все части УМК (учебно-методического комплекта): учебники, диски, рабочие тетради, учитель, конечно, должен работать по книге для учителя, использовать сборники заданий и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: