double arrow

Г.Гадамер и герменевтика как методология гуманитарных наук

Эпистемология (гносеология) – философское учение, изучающее основные теории (принципы) познания.

Социальная эпистемология (социальная гносеология) – это философская (социально-философская) наука, исследующая основные способы познания социальной реальности (общества, социума) и составляющая теоретическое ядро социальной методологии (методологии социальной реальности).

В широком смысле СЭ включает в себя и познание гуманитарного познания.

В узком смысле различают СЭ и ГЭ.

В истории социальной эпистемологии можно выделить несколько основных традиций, причем все они так или иначе имеют свое продолжение в современной социально-эпистемологической мысли. Современная социальная эпистемология характеризуется плюрализмом концепций, и потому всякий разговор о единой социальной эпистемологии является беспредметным.

Обозначим основные традиции современной социальной эпистемологии, каждая из которых включает в себя два философских направления:

1) позитивизм и марксизм;

2) неокантианство и Макс Вебер (веберианство);

3) социальная феноменология и герменевтика;

4) постструктуализм и постмодернизм.

Ввел термин герменевтика (истолковывать). Вводит понятие текста как онтологической структуры. Это не то, что просто написано, это любой артефакт (то, что создано культурой). Соц эпистемология подчиняется соц-культурной эпистемологии. Культура – адаптация человека. Все что человек творит, все эти артефакты – это и есть адаптация т.е. культура.




Одного познания факта мало, нужно постигнуть смысл. Процесс познания смысла не отделим от процесса познания факта. В результате получается герменевтический опыт. Этот опыт неповторим. Герменевтический круг – каждый субъект может переписывать опыт другого вкладывая свою индивидуальность.

Основные черты гуманитарное познания (в отличии от социального):

1.Гуманитарное познание должно еще больше учитывать социо-культурные факторы в отношении познающего объекта.

2.ключевой метод – интерпретация.

3. гуманитарное познание использует знако-символические средства (методы).

4. гуманитарное познание диалогично, текстовая природа. Два субъекта познания: создатель документа; тот, кто исследует этот документ. Гуманитарное познание всегда имеет диалог с создателем текста.

5. гуманитарное познание не мыслимо без оценки результатов познания. Важна роль оценки ценностей.



Текст – любая знаковая система, которая способна быть (или в действительности есть) носителем смысловой информации и имеет некое выражение в языке. Постижение текста: его нельзя изъять из мира культуры, в котором он существует (нельзя рассматривать его абстрактно) Текст – в основном теоретическое познание.

Чтобы толковать документ, необходимо воссоздать исторические реалии времен текста, необходимо понять автора документа. Любой текст содержит множество контекстов. Язык – ключевой элемент гуманитарного познания. он помогает осуществить интерпретацию текста. Через семантику и семиотику вводит значение смысла. У каждого субъекта д.б. свой язык. Для того чтобы что-то поменять – нужно вжиться в ту культуру в которой создавалось это что-то и познать смыслы создателей.

Социальная феноменология и герменевтика усиливают роль субъекта познания, а роль объекта – уменьшается.






Сейчас читают про: