Научного познания

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах: в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются, в отличие от науки, как вненаучные формы.Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящеё время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга ([4.1). Специфика научного познания 1. У науки свой, особый набор объектов познания, в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счёте на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.2. Научное познание требует выработки особых языков науки.3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.Можно сказать, что наука – это итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.Всё эти составляющие науки как сложного социального феномена особенно чётко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Сегодня уже нельзя, как в недавнем прошлом, сказать, что наука – это то, что содержится в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное знание остаётся одним из важнейших компонентов науки как системы. Но эта система в наши дни представляет собой, во-первых, единство знаний и деятельности по их добыванию, во-вторых, выступает как особый социальный институт, занимающий в современных условиях важное место в общественной жизни. Роль и место науки как социального института отчётливо видны в её социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир ([1.2).Вторая функция с особенной силой обнаружила своё действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.Наконец, роль науки как социальной силы отчётливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят всё более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место в науке принадлежит решению глобальных проблем современности – экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д.В науке отчётливо просматривается её членение на две большие группы наук – естественных и технических наук, ориентированных на исследование и преобразование процессов природы, и общественных, исследующих изменение и развитие социальных объектов. Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и со спецификой объектов познания, и со своёобразием позиции самого исследователя ([8.1).Прежде всего, в естествознании субъект познания имеёт дело с «чистыми» объектами, обществовед – с особыми – социальными объектами. В итоге, в частности, в отличие от естествознания здесь весьма ограниченна сфера эксперимента из-за моральных соображений.Второй момент: природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим её, напротив, обществовед изучает социальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нём определённое место, испытывая влияние своей социальной среды. Интересы личности, её ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования.Немаловажно и то, что в историческом процессе гораздо большую роль, чём в природных процессах, играет индивидуальное, а законы действуют как тенденции, в силу чего отдельные представители неокантианства вообще считали, что социальные науки могут лишь описывать факты, но в отличие от естественных наук не могут вести речь о законах.Всё это, безусловно, усложняет исследование социальных процессов, требует от исследователя учёта этих особенностей, максимальной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно, это не исключает оценки событий и явлений с определённых социальных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповторимым общего, повторяющегося, закономерного.Прежде чём переходить к анализу структуры научного познания, отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они сводятся к решению трёх задач – описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем ([3.3). Структура научного познания включает два уровня – эмпирический и теоретический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания вообще – чувственным отражением и рациональным познанием. Дело в том, что в первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во втором – речь идёт о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причём оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое – на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом – системный подход, идеализация и т.д. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором – законы, раскрытие существенных связей, теории.В XVII–XVIII и отчасти в XIX вв. наука ещё находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов.В дальнейшем над эмпирическим уровнём надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в её существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: