Основы системы контроля и регулирования работы флота. Оперативный контроль и регулирование работы флота на основе НГРФ

Контроль – это функция управления, объектом которой является результат деятельности ниже стоящих подразделений или сотруднич-щих в вопросах управления флотом. Контролируются показатели работы флота, выражаемые объемом транспортной работы.- контроль с элементами сравнения – оцениваются отклонения по отношению к плану и по отношению к справочным, прогнозируемым и нормативным показателям;- контроль с обработкой данных, позволяющих определить возможные линии поведения управляемых объектов и окружающей среды – планирование. Оперативное планирование – выбор тактики управления, оперативное реагирование на складывающуюся ситуацию, краткосрочный прогноз и планирование на короткий период времени. Оперативное планирование на морском транспорте сочетается с текущим (годовым), чем достигается непрерывность этого процесса. Оперативное планирование перевозок предусматривает составление уточненных квартальных планов, служит инструментом для реализации заданий текущего плана. В целях обеспечения оперативного управления работой флота суда передают судовладельцам сведения, в которых содержатся информация о местонахождении, количестве погруженного груза или числе пройденных миль (если судно на переходе), предполагаемой дате окончания погрузки-выгрузки и выходе из порта или прибытия в порт, запасах на борту (топливо, масло, вода) и другие сведения. Форма и содержание сведений, а также периодичность (сутки, двое, трое) их подачи устанавливает судовладелец и фрахтователь (для судов в тайм-чартере). Достоверность и полнота информации о ситуации на судах и их деятельности – это обязательное условие обеспечения качества оперативного управления. Оперативный контроль включает отслеживание выполнения планов портами и судами путем сопоставления фактических данных с плановыми. Учет производится нарастающим итогом по перевозкам и работе судов. Оперативную диспетчерскую отчетность судоходных компаний составляют в отделах оперативного планирования по формам ДМ1, основой для этой отчетности являются формы ДИСП1. Отчетность по формам ДМ обеспечивает судоходную компанию и Минтранс необходимой информа-цией для укрупненного оперативного контроля и анализа хода выполнения планов перевозок, а также принятия в необходимых случаях регулировочных решений, касающихся флота нескольких судоходных компаний.

Структура и функции оперативной службы. В процессе выполнения календарного плана проводится его оперативное регулирование на базе оперативного контроля, т.е. сопоставление фактических данных с плановыми и оценка степени успешности (анализ эффективности выполнения плана). Оперативным управлением работой флота занимается служба эксплуатации флота, которую возглавляет вице-президент компании. Примерная структура службы эксплуатации следующая:

- отдел оперативного планирования, учета и анализа работы флота (штаб вице-президента компании);- отдел организации грузовой базы и отфрахтования флота. В его функции входят: непосредственное привлечение грузов в собственную судоходную компанию, отфрахтование своих судов в случае наличия излишков флота (тоннажа);- коммерческий отдел, который занимается подготовкой договоров о морской перевозке, соглашений с агентами и стивидорными компаниями, проверкой таймшита, оформлением любых претензий, связанных с перевозкой груза;

- групповые диспетчеры (операторы) по линиям и направлениям. У каждого из них имеется группа судов, которая работает на определенном направлении перевозок или на отдельной линии.Главным объектом оперативного планирования является рейс. Выполнение рейсовых заданий определяет степень выполнения всех остальных видов планов. Таким образом, основой комплексной системы непрерывного календарного планирования и оперативного регулирования является график работы флота. График работы флота является основным документом, регламентирующим работу каждого судна, отдельной группы судов и судоходной компании в целом. Оперативная работа основных подразделений судоходной компании сводится к выполнению графика движения судов. Ведение графика осуществляется в службе эксплуатации флота. В идеале каждый групповой диспетчер должен иметь возможность отслеживать движение судов (ведение графика) на мониторе компьютера и вносить изменения по своей группе судов в режиме реального времени. Уточнения и изменения планируемых рейсов, производимые непрерывно по мере получения и изменения информации о грузах, датах выполнения текущих рейсов, ремонте судов, являются сущностью процесса ведения графиков работы флота, который сводится к наращиванию и корректировке.

Наращивание графика – это периодически осуществляемый процесс продления графика по горизонту планового обзора. Процесс продления графика работы флота с технической точки зрения может осуществляться ежесуточно на сутки вперед. При существующей системе оперативного планирования и учета перевозок продление графика осуществляется эпизодически в соответствии с целями судоходной компании. Для всех судоходных компаний рекомендуется вести график на интервале, позволяющем использовать результаты его расчетов для целей квартального планирования перевозок, и продлевать график для контроля за выполнением оперативных планов. Корректировка графика – процесс изменения последовательности рейсов и других видов работ и обслуживания судна, а так же показателей отдельных рейсов, осуществляемый по мере поступления оперативной информации, влияющей на характер использования флота.

Корректировка графика может быть:

1) результатом изменения принятого ранее решения о назначении судов в рейсы и других видах работ, а также о постановке в ремонт;

2) следствием отображения изменений в графике в движении и в загрузке судов, их обработке в портах и др.

Вопросу оптимизации принятия решения для корректировки графика с использованием математических методов и использования программных продуктов для ПК уделяется в последнее время большое внимание. Существуют графические и табличные формы представления графиков движения судов. При наличии информационно-вычислительного центра судоходная компания организует на его компьютерах ведение непрерывного графика работы флота (НГРФ). НГРФ имеет глубину планирования один квартал и

представляет собой план того, что будет происходить с каждым судном компании в течение ближайших 90 суток. Этот график с течением времени регулярно продвигается вперед на определенное количество суток, сохраняя глубину планирования 90 суток.По каждому судну в графике указывается его состояние и достигну-

тые показатели: название судна; позиция судна (под погрузкой-выгрузкой в плавании); направление (где работает); вид и количество груза; доходы, расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: