Сколько пили на Руси?

В наши дни бытует мнение, что на Руси всегда пили много, что водка – русский национальный напиток, что русский человек не мог прожить без алкоголя. Миф о том, что русские – самая пьющая нация в мире, родился не в России, но почему-то хорошо прижился у нас, стал чуть ли не предметом национальной гордости. Ни один народ не любит так рассказывать о собственном пороке, преувеличивая его, как мы.

Историческая же правда такова.

Водка на Русь была завезена только в 1428 году, причем ее сразу же запретили, и снова она появилась только в середине XVI века! Британцы к тому времени уже во всю напивались в кабаках дешевым виски. Ведь в Европе уже давно благодаря алхимическим опытам научились выделять чистый спирт.

А в России первый питейный дом был открыт только при Иване Грозном в 1565 году в Москве. Был он тогда единственным на всю Россию и назывался «Царев кабак», где позволялось пить только опричникам. А остальные москвичи могли себе позволить такое только в праздник Рождества, в Дмитриевскую субботу и на Святой неделе. За питье водки в другие дни года строго наказывали и даже бросали в темницу.

Русская водка всегда была менее крепкой. Например, знаменитая петровская водка была крепостью меньшей, чем нынешние портвейны, всего 14 градусов. Но надо учесть, что 14-тиградусная водка (то есть вода, смешанная со спиртом) обладала гораздо более сильным отравляющим действием, чем 14-тиградусное вино, поскольку вино содержит вещества, которые растворены спиртом, и тем самым они ослабляют токсическое действие спирта.

До конца XIX века водка и другие спиртные напитки подавались только в кабаках, причем утром они были закрыты. В кабаке алкоголь можно было купить только в розлив маленькими порциями. Для того, чтобы вынести водку из кабака, необходимо было купить как минимум ведро (12–14 литров), что простым людям было просто не по карману. Гонения за излишества в употреблении алкоголя в средние века доходили до зверства. За пьянство били кнутом, рвали ноздри.

Следующий этап в распространении алкогольного зелья на Руси – эпоха Петра I. Через прорубленное окно в Европу стали проникать и европейские нравы и европейские товары, в том числе спиртные напитки. Сам Петр I явился самым главным противником пьянства на Руси. В петровские времена пьянство не только не поощрялось, но и жестоко наказывалось. Петр издал указ, чтобы пьяницам на шею подвешивали чугунный круг и приковывали его цепью к шее. На медали было написано, что «сей безобразно в пьянстве усердствовал». Обиходный сейчас жест – щелчок по кадыку: «а не выпить ли?» – родом из того времени.

С началом развития капиталистических отношений в России началась развиваться и винокуренная промышленность. Рост потребления алкоголя привел к тому, что в 1850-е годы по всей России прокатилась мощнейшая волна антиалкогольных бунтов. Крестьяне просто изгоняли из деревень и губерний иноверцев, которые организовывали винную торговлю. Вынуждено было вмешаться царское правительство, антиалкогольные бунты были подавлены силой. Начали появляться первые общества трезвости. Так, в 1858 году движение в пользу трезвости охватило всю Ковенскую и часть Виленской губернии.

В 80-х годах XIX века государственная власть Российской империи решила оградить население от злоупотребления крепкими напитками и упорядочить процесс продажи и потребления пива. Эти задачи были реализованы в 1895 году, когда была введена государственная монополия на производство и продажу крепкого алкоголя.

В конце XIX века стали более активно появляться общества трезвости. Первое достаточно известное Общество трезвости было организовано 5 июля 1882 года Сергеем Александровичем Рачинским. В 33 года защитив докторскую диссертацию и став профессором Московского университета, он вскоре подает в отставку и едет в свое родовое имение – село Татево Смоленской губернии (ныне Тверская область). Здесь он становится сельским учителем. После одного случая, когда он встретил одного из своих бывших одаренных учеников в пьяном виде, он осознал, что ничего не сделал чтобы закалить его волю против самого обыкновенного искушения – пьянства. Так возникает идея создания Общества трезвости. В первое время число членов Общества трезвости колебалось от 50 до 70 взрослых и все это были бывшие ученики С. А. Рачинского. Главным принципом Общества было то, что обет трезвости (сроком на один год, и через год возобновлялся) давался ради Богу угодной жизни, то есть обет трезвости был духовным актом, шагом на пути к Богу. Долгое время (лет шесть) число членов Общества не увеличивалось. Но Сергей Александрович продолжал трудиться в выбранном направлении, и вскоре посеянные семена стали приносить обильные плоды. В Общество стали вступать крестьяне из ближайших сел, число членов Татевского Общества достигло 383. Опыт Общества стали перенимать окрестные священники, например, в соседнем селе Меженинке также возникло Общество трезвости, число членов которого достигло 700.

В 1889 году Указом святейшего Синода духовенству предложено заняться устроением обществ трезвости (которые впервые начали возникать с 1858 года, но строгий устав свой получили в 1889-м году.

30 августа 1898 года выдающимся подвижником благочестия священником Александром Рождественским было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское Общество трезвости. Через 7 лет число членов Общества было 70 тысяч человек, а к 1917 году оно достигло 100 тысяч человек.

На рубеже XIX и XX веков появляются точные свидетельства о потреблении алкоголя как в России, так и в других странах. Вот какие данные приводит А. Л. Мендельсон в своем знаменитом «Учебнике трезвости», вышедшем в Санкт-Питербурге в 1913 году в Александро-Невском Обществе трезвости (в литрах стопроцентного спирта в год на душу населения):

1. Франция (1905 г.) – 23.32

2. Бельгия (1905 г.) – 13.45

3. Италия (1905 г.) – 11.67

4. Дания (1907-1908 гг.) – 19.93

5. Швейцария (1904 г.) – 10.69

6. Германия (1908-1909 гг.) – 10.06

7. Австро-Венгрия (1902 г.) – 9.69

8. Великобритания (1905 г.) – 8.83

9. США (1906 г.) – 6.56

10. Швеция (1904 г.) – 6.37

11. Россия (1905 г.) – 3.13

12. Норвегия (1908 г.) 2.51

Таким образом, среди европейских стран Россия занимала предпоследнее место по употреблению алкоголя на душу населения и считалась страной непьющей. К 1914 году уровень потребления алкоголя в России вырос до небывалой доселе высоты – 4–4.5 литров.

В 1914 году Великий Государь император Николай II ввел сухой закон. История введения сухого закона такова. На время мобилизации в связи с началом Первой мировой войны Советом министров и Великим Государем был выпущен указ о запрете производства и продажи крепких алкогольных напитков, на которые была государственная монополия. Вопрос о продаже остальных алкогольных напитков был отдан на рассмотрение решению местной власти. В результате производство водки прекратилось государственным указом, а по всей стране прокатилась всеобщая волна по запрету на местах и всего остального алкоголя вплоть до пива. Народ сам захотел расстаться с этой заразой. Вскоре по стране прокатилась волна народных обращений о том, чтобы запрет этот продлить не только на период мобилизации, но и навсегда.

Заведующий московской лечебницей для алкоголиков и нервнобольных И. Н. Введенский через год после введения сухого закона написал книгу «Опыт принудительной трезвости». В своей книге он подвел предварительные итоги введения сухого закона в 1914 году. Эта книга замечательна по своей наглядности того, что может сделать трезвость с обществом в буквально считанные месяцы. В книге можно увидеть, как было встречено народом введение сухого закона, какие основные трудности встречаются на пути отрезвления народа, а также решаются многие сомнения и страхи по поводу введения сухого закона.

За один только год в стране резко уменьшилось число преступлений (в 2–3 раза), психических заболеваний (ведь 80% душевнобольных составляли алкоголики), в два раза сократилось число самоубийств, резко уменьшилась «горимость» русских сел.

Во всех отраслях промышленности отмечалось повышение производительности труда от 30% до 60 %. Уменьшилось число несчастных случаев на работе. В связи с уменьшением заболеваемости на 60–70% уменьшилась еженедельная выдача пособий больничными кассами.

Благосостояние народа стало повышаться, о чем можно судить по увеличению вкладов в сберегательные кассы в два раза.

Увеличилось число читателей библиотек, в драматических театрах посещаемость повысилась на 30%.

О переменах в деревне Введенский пишет: «Положительное влияние отрезвления не ограничивается лишь столицами и крупными центрами: оно сказывается всюду, в особенности в деревне. Знающие деревенскую жизнь единогласно свидетельствуют, что русская деревня стала неузнаваема. Эти перемены так часто и подробно отмечались и освещались в общей печати, что мы считаем лишним подробнее на них останавливаться».

Интереснейшим местом этой книги считаю рассмотрение вопроса о переходе алкоголиков к употреблению суррогатов. Сейчас это один из самых «убойных» аргументов против тех, кто мечтает о введении сухого закона в России: мол, если запретите «хорошую» водку, все перетравятся «плохим» самогоном, и это будет еще хуже.

Автор книги описывает, что Пензенским земством была произведена попытка разностороннего выяснения влияния запрещения алкоголя на психику и быт народа. По всей губернии рассылались опросные листы. По разным причинам опросные листы распространялись в основном в сельской местности: из 2167 годных для обработки листов лишь 7% относились к городским жителям, 92,5% ответов получены от сельского населения, преимущественно от крестьян (78%). Ответы поступали в сентябре, октябре и ноябре, т. е. в такой период, когда обычно потребление водки в деревни достигает наибольших размеров и когда поэтому отсутствие спиртных напитков должно чувствоваться особенно остро.

Как ни странно, ответы прислали главным образом потреблявшие крепкие напитки (до воспрещения продажи); совсем непьющих было только 5%, из пьющих напивались до пьяна (более или менее часто) 80,5%. (Впрочем, понятие «до пьяна» имело тогда другое значение, нежели сейчас.) Около 30% всех приславших ответы можно было считать алкоголиками, т. е. ежедневными, привычными потребителями алкоголя, или напивавшимися при первой возможности. Так как таких алкоголиков в деревне вообще мало (около 1%), то надо заключить, что среди них анкета возбуждала особенно живой интерес, вероятно потому, что они наиболее сильно чувствовали на себе влияние как свободной продажи вина, так и его запрещения.

Какая же картина вырисовывается из присланных ответов? Отметим несколько важных моментов.

1. Из всего числа ответивших только 14% (!) нарушали сухой закон. Не забудем, что подавляющее большинство ответивших было пьющими, таким образом среди общего населения процент нарушавших трезвость был очень не большим. Нарушение трезвости происходило главным образом при помощи домашних напитков, которые и раньше обычно приготовлялись населением, но которые со времени запрета получили большее распространение и отчасти большую крепость.

2. Около 80% (!) нарушителей сухого закона через некоторое время перестали прибегать к домашним напиткам: одни потому, что не получали от них желательного опьянения, другие вследствие тягостных последствий, может быть, от одурманивающих примесей. Тяжкие алкоголики пробовали прибегать к суррогатам: денатурату, лаку, политуре, киндер-бальзаму и сивушному маслу. Почти все (!) они прекратили употребление суррогатов вследствие дурных последствий для здоровья. Лишь один или два мотивировали прекращение их употребления тем, что «негде достать».

3. На вопрос, как переносилось принудительное воздержание, ответы распределились следующим образом. «Легко» или «очень легко» в 61,5% случаев; «сначала трудно, а затем привыкли к воздержанию» – 22,6%; «очень тяжело» – 12,6%. Из последних совсем не привыкли 2,8%.

4. На вопрос, как оценивают респонденты последствия принудительного воздержания, ответы были следующие: «благодетельные» в 80%, «тяжелые» – 20%. Высказались «за прекращение продажи водки навсегда» – 84% (всех крепких напитков – 79%); «безразлично» – 1%, «против воспрещения навсегда» – 15%.

Таким образом, согласно пензенской анкете, сельское население удивительно легко и быстро освоилось с вынужденным отрезвлением, причем даже среди алкоголиков лишь незначительное меньшинство (приблизительно 1/4) прибегали к опьяняющим средствам вместо водки, но и то главным образом в первое время.

Введенный в 1914 году сухой закон принес полное отрезвление нашему народу, которое после Октябрьской революции, поддержанное В. И. Лениным, продолжалось до 1925 года. В год отмены сухого закона душевое потребление спирта у нас составляло 0,83 литра, в то время как в Германии потребление спирта составляло 2,74 литра, в Англии – 6,17, Италии – 13,77, Франции – 17,99. (БМЭ. – М., 1928, т. 1, с. 408).

Указ об отмене сухого закона был подписан председателем Совнаркома Рыковым, почему водка с презрением до 40-х годов называлась «рыковкой». В начале 30-х гг. в алкогольной политике государства был сделан новый поворот – отказ от борьбы за трезвость и дальнейшее наращивание производства крепких алкогольных напитков. До самого начала войны (1941 год) водка продавалась свободно, без ограничений места, времени и дней недели, даже в столовых при предприятиях, учреждениях и вузах.

Но, несмотря на отмену сухого закона, увеличения пьянства не было. Это произошло благодаря большой разъяснительной работе, а также массовому трезвенническому движению, начатому в 1928 г. Активную позицию заняла интеллигенция, которая говорила правду об алкоголе и призывала к трезвому образу жизни. В 1928 г. создается «Всесоюзное общество по борьбе с алкоголизмом», в состав оргкомитета которого входили Н. А. Семашко, С. М. Буденный, Д. Бедный и другие.

Благодаря трезвому отношению к этому вопросу со стороны интеллигенции и большинства партийных и советских работников, распространение пьянства шло очень медленно. Сама обстановка в стране препятствовала пьянству – каждого пьющего считали вредителем производства и врагом социализма. Поэтому пьянство после небольшого всплеска вновь резко пошло на убыль, и потребление алкоголя в течение тридцати лет (до 1950-х годов) было в 2–3 раза ниже, чем в 1913 году, то есть до введения сухого закона.

Вообще, в СССР за преступления, совершенные в состоянии опьянения, наказывали строже, нежели за те же преступления, но совершенные в трезвом состоянии. Ныне это различие законодательно отменено.

В 1928–32 гг. душевое потребление у нас составляло 1,04 л. В дальнейшем оно поднималось в 1935–1937 гг. до 2,8 л, в 1940 г. снизилось до 1,9 л, а затем, во время и в первые годы после войны опять снизилось.

Об употреблении алкоголя в 1948–1950 гг. имеются такие данные: Франция – 21,5, Испания – 10,0, Италия – 9,2, Англия – 6,0, США – 5,1, СССР – 1,85. (БСЭ. – М, 1950, т. 2, с. 118).

После пятидесятого года начался заметный рост производства и потребления алкогольных напитков во всем мире. Этот процесс пошел и в России. Более того, можно сказать, что в это время в нашей стране началась буквально пропаганда алкогольных напитков. Особенно это заметно по кинематографу. Практически все положительные герои в послевоенных фильмах курят и пьют (в довоенных фильмах это тоже встречалось, но реже). Выпить и не закусить – это становится признаком крепкого человека с твердой волей. Выпивка за столом преподносилась, как признак благосостояния советских граждан. Пиво начинают продавать прямо на улице в бочках, как квас. Вся борьба с алкоголизмом сводилась в это время к пропаганде теории «культурного» или «умеренного» потребления алкоголя. Благодаря такому настроению общества, появлялось все больше и больше «культурных» и «умеренных» пьяниц, которые пополняли число алкоголиков. Государство извлекало выгоду от продажи алкоголя, совершенно забыв об огромных потерях, которые несет алкоголь во всех сферах жизни. Все это привело к тому, что к 1984 году среднедушевое потребление составляло (без учета самогона) 10,6 литров чистого алкоголя в год.

Видя такое положение дел, в обществе начинало созревать сопротивление алкоголизации. Начинается трезвенническое движение в интеллигенции. В числе наиболее видных людей, возвысивших свой голос против спаивания народа и теории «культурного» винопития, был проф. Федор Углов. Благодаря подъему антиалкогольных настроений в народе, была проведена антиалкогольная компания 1985–87 годов. В 1985 году среднедушевое потребление алкоголя составляло 11 л, в 1986 – 8,5 л, в 1987 – 4,5 л, то есть в самый «сухой» год горбачевской компании страна смогла вернуться к уровню 1914 года, который был самым «пьяным» за всю дореволюционную историю России.

Снижение потребления алкоголя немедленно отозвалось повышением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, четырехкратным уменьшением общей смертности населения и снижением преступности. И, несмотря на незначительное увеличение употребление самогона и алкогольных суррогатов, народ сильно протрезвел.

К сожалению, неуверенная политика Горбачева в области борьбы с алкоголем (как впрочем и во всех остальных сферах его деятельности) привела к тому, что антиалкогольная кампания стала подвергаться различной критике и нападкам, и в скором времени начался отказ от ее дальнейшего воплощения.

В 1992 году Борис Ельцин выпустил указ об отмене государственной алкогольной монополии. Начался неудержимый рост потребления алкогольных напитков, который стал достигать до 16–18 литров (некоторые называют цифру и более 20 литров) абсолютного алкоголя в год на душу населения. Начался резкий рост «алкогольных» преступлений и уровня смертности россиян.

Подведем итоги сказанному: русский народ на протяжении столетий был одним из самым трезвых народов Европы. В самый «пьяные» годы царской России пили в 4–5 раз меньше, чем сейчас. Миф о пьяной России не имеет под собой никаких исторических оснований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: