Запада и Востока

1. В отличие от философии Запада философия Востока скон­центрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, мето­дологические, эстетические, логические, этические, политичес­кие, правовые проблемы.

Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение пред­стает и как собственно философия и как религиозное. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.

Западная же философия более привержена научной методологии и от­межевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинени­ях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

1. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В Восточной фило­софии органически воспринимаются многие категории, предло­женные мифологией.

Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими катего­риями - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

2. Различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпиричес­кое, чувственное и рациональное, но и каклогическое, т.е., дается разработка проблемлогики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя ( санскр. буквально — правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.

3. Социальная философия древнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии содержится более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной филосо­фии. В социальной философской проблематике античности преоб­ладает этическая тематика. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедли­вости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, сво­боды, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др. Ценным при рассмотрении этих социально-фило­софских проблем является обращениек человеку в его единст­ве с обществом.

В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека», общечеловеческих ценностей. Так в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординацию людей. Много внимания уделяется в восточ­ной философии проблемезакона, отношениянарода и правителя.

Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культу­ры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие проблемы рассматриваются философией и Востока и Запада?

2. В чем специфика философской проблематики Запада?

3. Особенности философии Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: