Идея об идеальном государстве (Мо-Цзы). Школа легистов (законников). Легисты и конфуцианство

Противостояние между легистами и приверженцами учения Конфуция. Конфуцианство - В основе общественного порядка – соблюдение норм морали («ли»); Государство должно функционировать по принципу больщой семьи во главе с государем-отцом. Легисты - В основе общественного порядка – нормы закона («фа»), соблюдение которых обеспечивается применением жестоких уголовных наказаний; Государство должно жестко следить за соблюдением норм «фа». (III в. до н.э. - III в. н. э) Происходит сляние их в - Ортодоксальное конфуцианство - Взаимодействие норм «ли» и «фа», возможность применения уголовных санкций за нарушение норм морали. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства. Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: