Для того, чтобы говорить о том, как избавиться от наркотиков, надо вспомнить то, что мы говорили по поводу 4 этапов появления зависимости. Вспоминаем: 1-этап – внутренняя неудовлетворенность собой и миром, 2-й этап – наркотическая запрограммированность, 3-й этап – проба наркотика и достижение состояния мнимой эйфории, 4-й этап – закабаление страхом.
Лучший способ борьбы с каким-то отрицательным явлением – это пресечение его развития в самом зачаточном состоянии. Поэтому, прежде всего, поговорим о том, как пресечь наркоманию уже на первом этапе. А для этого я буду говорить с вами не как со старшеклассниками, а как с будущими родителями. Когда-нибудь вы вырастете, будете красивыми и сильными, вступите в брак, и у вас, конечно же, будут детки. И перед вами тоже встанет вопрос: как уберечь своих детей от курения, пьянства и наркотиков.
Тесты
Я хотел бы начать беседу с показа фрагмента фильма «Виртуальная реальность», который посвящен зависимости детей от компьютерных игр и телевидения. В Санкт-Петербурге психологами было проведено исследование о влиянии телевизионных образов на сознание детей. Они обошли десятки школ, провели исследование. Задавали простые вопросы: «Какие передачи смотрите? Кто из героев нравится?» Ответы не были неожиданностью: «Планета тараканов», «Диавол II», «Годзилла», «Рембо», «Терминатор». Неожиданным было другое – то, что осталось у них в сознании, или, я бы сказал, в подсознании: какая картина мира осталась в детях. Эксперимент заключался в следующем. Психологи приходили в класс и предлагали детям представить, что лист бумаги, который лежит перед ними, – это экран телевизора, и нарисовать наиболее запомнившийся им образ, любимого героя, или сцену из фильма или сказки, интересную рекламу, какой-то сюжет. «Вот этот листочек превратится на сегодня у нас с вами в волшебный экран – телевизора или компьютера, или это, может быть, будет какая-нибудь иллюстрация из книги. Используйте как можно больше красок».
|
|
Вот комментарии к некоторым рисункам.
«Мальчик первого класса на вопрос о любимом фильме сначала начал рисовать пожар: красные языки пламени, которые сжигают все вокруг. Сгорел мой дом – утверждает. – Это так на самом деле? – Нет, я так думаю. После мультфильмов мне страшно. – Тут же красное начинает зарисовывать зеленым. Это, говорит, пожар тушат. Там такое животное справа непонятное, его тоже пытаются потушить. Я спрашиваю: Все будет хорошо? – На что он отвечает: Нет. Вот, видите, черная волна? Вот это большой взрыв, который сейчас поглотит все, что было. Никого не останется. Спрашиваю: Что такое буквы FD? – Это особая армия космических пришельцев, которая пришла, чтобы убить всех землян на планете. Они очень сильные, мы с ними не справимся. Скоро мы все погибнем. Я это знаю точно».
|
|
«Здесь добро представлено в виде такого беспомощного зайчика, опустившего руки и плачущего. А рядом справа зло, оно сильное, храброе, активное. Почему такие цвета неба? Потому что это перед грозой. Может быть, есть надежда у этого зайчика спастись? Спрашиваю: может быть, ему помогут друзья? – Нет, друзей у него нет, он один. – Почему он погибает? – Потому что он добрый. Добрым быть плохо».
«Мальчик третьего класса не хотел рисовать. Сказал, что маски – из его любимых мультфильмов. Все вместе они составляют единую бригаду, очень сильную. – Зачем они объединились на твоем рисунке? – Это бригада самых крутых людей, они не показывают лица. Это люди, которые завоюют мир и поставят его на колени. – Почему у них черные маски на глазах? – Чтобы их не узнали до той поры, пока они не станут властелинами. – Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого? – В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете. Скоро о нас узнает вся Земля».
«Группа мальчиков придумала для себя развлечение: нашла жертву, связала ее. Жертва стоит, ожидая своей участи, а в руках у самого первого, самого крутого мальчика особый прибор, для того, чтобы жертву сначала пощекотать, а потом особым образом ее расщепить, расчленить. На вопрос: Что делают другие, вот, например, этот в красном? – Он отвечает: Он смеется и ободряет. – Зачем они это делают? – Это прикольно».
Итак, мы с вами ознакомились с результатами тестирования. Тест этот относится к рисуночным тестам, ставшими уже обычными для психологов. С помощью таких тестов психологам удается заглянуть в душу человека и узнать то, что ни сам ребенок никогда бы ни сказал, поскольку этого не осознает, ни родители никогда бы не смогли поведать. Например, психологи часто прибегают к тесту «Моя семья». Ребенка просят нарисовать свою семью, и ребенок рисует психологическую картину-схему своей семьи. Например, на рисунке видим, что мама и папа в центре рисунка и изображены большими, а ребенок маленький где-то в углу рисунка. Скорее всего, этот ребенок чувствует себя в семье никчемным, его не уважают и с ним не считаются. Иногда на рисунке отсутствует кто-то из членов семьи. Скорее всего, это значит, что с этим человеком у ребенка серьезный конфликт. Ребенок может нарисовать только себя. «А где папа?» – «На работе». – «А где мама?» – «В магазине». – «А где брат?» – «В школе». Скорее всего, этот ребенок склонен к эгоизму. Идеальный рисунок должен быть светлым и ярким. Солнышко, цветочки, домик, папа и мама в центре, все детки рядом с ними, никто из людей не увеличен и не уменьшен в размере.
Даже цвета, которые ребенок использует для рисунка, имеют большое значение. Например, все чаще появляются дети, которые весь мир рисуют в черных тонах. Мне недавно попался альбом одного мальчика, которого готовили к усыновлению: мать умерла, отец попивает, бабушка уже стара. Учительница с недоумением рассказывала, что недавно в классе прошел урок с одной прихожанкой ближайшего храма, посвященный Пасхе. Детям радостно рассказывали об этом светлом дне, о Воскресении Христовом, показывали изображения ярких пасхальных яичек, красных, желтых, голубых, зеленых… В конце урока предложили всем в своих альбомах нарисовать яичко и разукрасить его. Мальчик взял темно-синюю краску и нарисовал яйцо, потом черную краску и написал «ХВ», от радости мало что осталось. И таким был весь альбом: вот женщина вся в коричневом, вот цветочки темно-синие и темно-зеленые, даже солнышко часто рисовалось темными красками. Желтых, голубых, светло-зеленых красок нет во всем альбоме. Иногда появлялась красная краска, но и она часто является символом тревожности ребенка.
|
|
Еще один способ заглянуть в душу ребенка – это посмотреть на то, как играет ребенок. Однажды я решил поиграть со своим старшим сыном, которому тогда было 5 лет, в солдатики. У него были русские богатыри и немецкие рыцари. Русских не хватало, а немецких рыцарей было больше. «Пап, надо богатырей купить!» – «Да, ничего, давай играть так. Подумаешь, богатырей мало. Это даже хорошо. Представляешь, русских было мало, а они все равно победили!» – «Нет, пап! Русских же больше!» – «Ну, сам подумай. Ведь это еще большая слава, когда их меньше, а они побеждают. Наши вон, смотри, какие богатыри: один троих сразу уложит». – «Нет, пап. Ну, как ты не понимаешь? Русских же больше!» Так мы еще минут пять пререкались, сын все равно отказывался играть в солдатиков. А до меня стало постепенно доходить, что у ребенка все правильно в голове. У него правильная картина мира – добра (то есть наших, русских) в этом мире больше, а зла (то есть немцев, врагов) в этом мире меньше. Если ребенка убедить, что зла больше, это какая же страшная картина мира получится у него в голове? Поэтому он так отчаянно бился за то, что добра в мире больше. Действительно, в детском сознании добро должно быть большим и сильным, а зло маленьким и слабым, а в русских сказках еще и смешным. Оно не может рисоваться всесильным и могущественным.
По тому, во что играют дети, каких героев они изображают с помощью игрушек, какие ситуации моделируют с ними, можно очень много узнать. Например, дети часто играют в семью. И когда увидишь, как игрушечный папа общается с игрушечными детьми, то многое узнаешь о себе, как о родителе.
Страхи
Вернемся к тесту, проведенному в Санкт-Петербурге. Оказывается, мир внутри ребенка может быть вовсе не таким светлым и безоблачным, как это должно быть, но в душе ребенка могут быть самые настоящие кошмары. И они могут мучить ребенка, если он остается один на один со своим внутренним миром. Во всех комментариях к рисункам детей звучала тема: зла в этом мире больше, чем добра. Но с такой картиной мира очень страшно жить.
|
|
Недаром некоторые психологи отмечают, что сейчас все больше детей, которых мучают ночные страхи. Кого же мучают страхи? Прежде всего, тех, чьи родители недостаточно уделяют времени детям, и те чувствуют свою незащищенность. Ребенок несколько со страхом смотрит на мир, поскольку он еще не знает его. Все незнакомое несколько страшновато. Да, возьми нас, взрослых людей, и выбрось в неизвестном месте, тоже будет не по себе. А в родном городе, любая лужа или помойка – родная. Если ребенок чувствует, что он за родителями, как за каменной стеной, то все хорошо, его мир светел и радостен. Но стоит только в этой каменной стене появиться бреши, оттуда повеет холодом и страхом.
Это вроде бы всем понятно, и не требует долгих объяснений. Но необходимо здесь немного объяснить. Дело в том, что большинство родителей думают, что к ним это не относится, и они достаточно много уделяют детям времени. Но страхи могут появиться и в семье, внешне вполне благополучной. Могу привести случай, происшедший в нашей семье. Случилось так, что был период, когда у меня не хватало времени. С издательства звонили, что нужно срочно сдавать книгу, а я никак не мог ее кончить. Днем я не мог писать, поскольку ходил с уроками по школам, а также были обязанности по храму, вечером надо было делать уроки с детьми, оставались только ночи. Обычно мы укладывали детей спать примерно так. Убираем игрушки, молимся, укладываемся в кроватки, я рассказываю сказку, и все спокойно засыпают. Но поскольку времени не хватало, я начинал всех торопить, заставлял всех убираться быстрее, чаще ругался. После молитвы стал строгим голосом говорить: «Так, поскольку вы убирались плохо, сказки вы не заслужили, сказки сегодня не будет, ложимся скорее. И если кто из вас встанет и начнет ходить-бродить, точно получит по мягкому месту». Мне казалось, что все в пределах законной с моей стороны строгости. Но вдруг через неделю начинается: «Пап, а ты дверь не закрывай. Пап, а ты свет не выключай». А через неделю еще хуже: «Пап, а ты полежи с нами, а то я боюсь, там паук сидит». И так далее. Начинаю понимать, что что-то не так. В течение недели стараюсь быть внимательным к детям, вновь рассказываю сказки, – и все как рукой сняло. В чем дело? Оказывается, дети раньше чувствовали, что всю ночь папа где-то рядом. Но потом произошел психологический разрыв, и они ощутили свою беззащитность. Теперь если даже встанешь, чтобы поплакаться и пожаловаться на свой страх, можешь еще и получить за это.
Правда есть еще одна ситуация, когда у детей могут появляться страхи. Внешне она совсем не похожа на первую. Известные психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова в своей «Книге для трудных родителей» отмечают, что ночные страхи часто появляются у избалованных детей, которых никак не назовешь лишенными внимания. Скорее всего, страхи у таких детей тоже вызваны тем, что они чувствуют себя незащищенными. Дело в том, что в своих родителях они тоже не видят каменную стену, за которой можно укрыться в случае опасности. Ведь стоит только упасть на пол, дрыгнуть ногой два раза, попищать и покричать – и родители выполнят любой каприз. Но родителей, из которых можно вить веревки, ребенок не считает сильными, ведь даже он может ими манипулировать. А ребенку так хочется быть за каменной стеной. Поэтому иногда избалованные дети прямо нарываются на наказание, чтобы хоть разочек почувствовать родительскую силу.