Как избавиться?

Для того, чтобы говорить о том, как избавиться от наркотиков, надо вспомнить то, что мы говорили по поводу 4 этапов появления зависимости. Вспоминаем: 1-этап – внутренняя неудовлетворенность собой и миром, 2-й этап – наркотическая запрограммированность, 3-й этап – проба наркотика и достижение состояния мнимой эйфории, 4-й этап – закабаление страхом.

Лучший способ борьбы с каким-то отрицательным явлением – это пресечение его развития в самом зачаточном состоянии. Поэтому, прежде всего, поговорим о том, как пресечь наркоманию уже на первом этапе. А для этого я буду говорить с вами не как со старшеклассниками, а как с будущими родителями. Когда-нибудь вы вырастете, будете красивыми и сильными, вступите в брак, и у вас, конечно же, будут детки. И перед вами тоже встанет вопрос: как уберечь своих детей от курения, пьянства и наркотиков.

Тесты

Я хотел бы начать беседу с показа фрагмента фильма «Виртуальная реальность», который посвящен зависимости детей от компьютерных игр и телевидения. В Санкт-Петербурге психологами было проведено исследование о влиянии телевизионных образов на сознание детей. Они обошли десятки школ, провели исследование. Задавали простые вопросы: «Какие передачи смотрите? Кто из героев нравится?» Ответы не были неожиданностью: «Планета тараканов», «Диавол II», «Годзилла», «Рембо», «Терминатор». Неожиданным было другое – то, что осталось у них в сознании, или, я бы сказал, в подсознании: какая картина мира осталась в детях. Эксперимент заключался в следующем. Психологи приходили в класс и предлагали детям представить, что лист бумаги, который лежит перед ними, – это экран телевизора, и нарисовать наиболее запомнившийся им образ, любимого героя, или сцену из фильма или сказки, интересную рекламу, какой-то сюжет. «Вот этот листочек превратится на сегодня у нас с вами в волшебный экран – телевизора или компьютера, или это, может быть, будет какая-нибудь иллюстрация из книги. Используйте как можно больше красок».

Вот комментарии к некоторым рисункам.

«Мальчик первого класса на вопрос о любимом фильме сначала начал рисовать пожар: красные языки пламени, которые сжигают все вокруг. Сгорел мой дом – утверждает. – Это так на самом деле? – Нет, я так думаю. После мультфильмов мне страшно. – Тут же красное начинает зарисовывать зеленым. Это, говорит, пожар тушат. Там такое животное справа непонятное, его тоже пытаются потушить. Я спрашиваю: Все будет хорошо? – На что он отвечает: Нет. Вот, видите, черная волна? Вот это большой взрыв, который сейчас поглотит все, что было. Никого не останется. Спрашиваю: Что такое буквы FD? – Это особая армия космических пришельцев, которая пришла, чтобы убить всех землян на планете. Они очень сильные, мы с ними не справимся. Скоро мы все погибнем. Я это знаю точно».

«Здесь добро представлено в виде такого беспомощного зайчика, опустившего руки и плачущего. А рядом справа зло, оно сильное, храброе, активное. Почему такие цвета неба? Потому что это перед грозой. Может быть, есть надежда у этого зайчика спастись? Спрашиваю: может быть, ему помогут друзья? – Нет, друзей у него нет, он один. – Почему он погибает? – Потому что он добрый. Добрым быть плохо».

«Мальчик третьего класса не хотел рисовать. Сказал, что маски – из его любимых мультфильмов. Все вместе они составляют единую бригаду, очень сильную. – Зачем они объединились на твоем рисунке? – Это бригада самых крутых людей, они не показывают лица. Это люди, которые завоюют мир и поставят его на колени. – Почему у них черные маски на глазах? – Чтобы их не узнали до той поры, пока они не станут властелинами. – Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого? – В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете. Скоро о нас узнает вся Земля».

«Группа мальчиков придумала для себя развлечение: нашла жертву, связала ее. Жертва стоит, ожидая своей участи, а в руках у самого первого, самого крутого мальчика особый прибор, для того, чтобы жертву сначала пощекотать, а потом особым образом ее расщепить, расчленить. На вопрос: Что делают другие, вот, например, этот в красном? – Он отвечает: Он смеется и ободряет. – Зачем они это делают? – Это прикольно».

Итак, мы с вами ознакомились с результатами тестирования. Тест этот относится к рисуночным тестам, ставшими уже обычными для психологов. С помощью таких тестов психологам удается заглянуть в душу человека и узнать то, что ни сам ребенок никогда бы ни сказал, поскольку этого не осознает, ни родители никогда бы не смогли поведать. Например, психологи часто прибегают к тесту «Моя семья». Ребенка просят нарисовать свою семью, и ребенок рисует психологическую картину-схему своей семьи. Например, на рисунке видим, что мама и папа в центре рисунка и изображены большими, а ребенок маленький где-то в углу рисунка. Скорее всего, этот ребенок чувствует себя в семье никчемным, его не уважают и с ним не считаются. Иногда на рисунке отсутствует кто-то из членов семьи. Скорее всего, это значит, что с этим человеком у ребенка серьезный конфликт. Ребенок может нарисовать только себя. «А где папа?» – «На работе». – «А где мама?» – «В магазине». – «А где брат?» – «В школе». Скорее всего, этот ребенок склонен к эгоизму. Идеальный рисунок должен быть светлым и ярким. Солнышко, цветочки, домик, папа и мама в центре, все детки рядом с ними, никто из людей не увеличен и не уменьшен в размере.

Даже цвета, которые ребенок использует для рисунка, имеют большое значение. Например, все чаще появляются дети, которые весь мир рисуют в черных тонах. Мне недавно попался альбом одного мальчика, которого готовили к усыновлению: мать умерла, отец попивает, бабушка уже стара. Учительница с недоумением рассказывала, что недавно в классе прошел урок с одной прихожанкой ближайшего храма, посвященный Пасхе. Детям радостно рассказывали об этом светлом дне, о Воскресении Христовом, показывали изображения ярких пасхальных яичек, красных, желтых, голубых, зеленых… В конце урока предложили всем в своих альбомах нарисовать яичко и разукрасить его. Мальчик взял темно-синюю краску и нарисовал яйцо, потом черную краску и написал «ХВ», от радости мало что осталось. И таким был весь альбом: вот женщина вся в коричневом, вот цветочки темно-синие и темно-зеленые, даже солнышко часто рисовалось темными красками. Желтых, голубых, светло-зеленых красок нет во всем альбоме. Иногда появлялась красная краска, но и она часто является символом тревожности ребенка.

Еще один способ заглянуть в душу ребенка – это посмотреть на то, как играет ребенок. Однажды я решил поиграть со своим старшим сыном, которому тогда было 5 лет, в солдатики. У него были русские богатыри и немецкие рыцари. Русских не хватало, а немецких рыцарей было больше. «Пап, надо богатырей купить!» – «Да, ничего, давай играть так. Подумаешь, богатырей мало. Это даже хорошо. Представляешь, русских было мало, а они все равно победили!» – «Нет, пап! Русских же больше!» – «Ну, сам подумай. Ведь это еще большая слава, когда их меньше, а они побеждают. Наши вон, смотри, какие богатыри: один троих сразу уложит». – «Нет, пап. Ну, как ты не понимаешь? Русских же больше!» Так мы еще минут пять пререкались, сын все равно отказывался играть в солдатиков. А до меня стало постепенно доходить, что у ребенка все правильно в голове. У него правильная картина мира – добра (то есть наших, русских) в этом мире больше, а зла (то есть немцев, врагов) в этом мире меньше. Если ребенка убедить, что зла больше, это какая же страшная картина мира получится у него в голове? Поэтому он так отчаянно бился за то, что добра в мире больше. Действительно, в детском сознании добро должно быть большим и сильным, а зло маленьким и слабым, а в русских сказках еще и смешным. Оно не может рисоваться всесильным и могущественным.

По тому, во что играют дети, каких героев они изображают с помощью игрушек, какие ситуации моделируют с ними, можно очень много узнать. Например, дети часто играют в семью. И когда увидишь, как игрушечный папа общается с игрушечными детьми, то многое узнаешь о себе, как о родителе.

Страхи

Вернемся к тесту, проведенному в Санкт-Петербурге. Оказывается, мир внутри ребенка может быть вовсе не таким светлым и безоблачным, как это должно быть, но в душе ребенка могут быть самые настоящие кошмары. И они могут мучить ребенка, если он остается один на один со своим внутренним миром. Во всех комментариях к рисункам детей звучала тема: зла в этом мире больше, чем добра. Но с такой картиной мира очень страшно жить.

Недаром некоторые психологи отмечают, что сейчас все больше детей, которых мучают ночные страхи. Кого же мучают страхи? Прежде всего, тех, чьи родители недостаточно уделяют времени детям, и те чувствуют свою незащищенность. Ребенок несколько со страхом смотрит на мир, поскольку он еще не знает его. Все незнакомое несколько страшновато. Да, возьми нас, взрослых людей, и выбрось в неизвестном месте, тоже будет не по себе. А в родном городе, любая лужа или помойка – родная. Если ребенок чувствует, что он за родителями, как за каменной стеной, то все хорошо, его мир светел и радостен. Но стоит только в этой каменной стене появиться бреши, оттуда повеет холодом и страхом.

Это вроде бы всем понятно, и не требует долгих объяснений. Но необходимо здесь немного объяснить. Дело в том, что большинство родителей думают, что к ним это не относится, и они достаточно много уделяют детям времени. Но страхи могут появиться и в семье, внешне вполне благополучной. Могу привести случай, происшедший в нашей семье. Случилось так, что был период, когда у меня не хватало времени. С издательства звонили, что нужно срочно сдавать книгу, а я никак не мог ее кончить. Днем я не мог писать, поскольку ходил с уроками по школам, а также были обязанности по храму, вечером надо было делать уроки с детьми, оставались только ночи. Обычно мы укладывали детей спать примерно так. Убираем игрушки, молимся, укладываемся в кроватки, я рассказываю сказку, и все спокойно засыпают. Но поскольку времени не хватало, я начинал всех торопить, заставлял всех убираться быстрее, чаще ругался. После молитвы стал строгим голосом говорить: «Так, поскольку вы убирались плохо, сказки вы не заслужили, сказки сегодня не будет, ложимся скорее. И если кто из вас встанет и начнет ходить-бродить, точно получит по мягкому месту». Мне казалось, что все в пределах законной с моей стороны строгости. Но вдруг через неделю начинается: «Пап, а ты дверь не закрывай. Пап, а ты свет не выключай». А через неделю еще хуже: «Пап, а ты полежи с нами, а то я боюсь, там паук сидит». И так далее. Начинаю понимать, что что-то не так. В течение недели стараюсь быть внимательным к детям, вновь рассказываю сказки, – и все как рукой сняло. В чем дело? Оказывается, дети раньше чувствовали, что всю ночь папа где-то рядом. Но потом произошел психологический разрыв, и они ощутили свою беззащитность. Теперь если даже встанешь, чтобы поплакаться и пожаловаться на свой страх, можешь еще и получить за это.

Правда есть еще одна ситуация, когда у детей могут появляться страхи. Внешне она совсем не похожа на первую. Известные психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова в своей «Книге для трудных родителей» отмечают, что ночные страхи часто появляются у избалованных детей, которых никак не назовешь лишенными внимания. Скорее всего, страхи у таких детей тоже вызваны тем, что они чувствуют себя незащищенными. Дело в том, что в своих родителях они тоже не видят каменную стену, за которой можно укрыться в случае опасности. Ведь стоит только упасть на пол, дрыгнуть ногой два раза, попищать и покричать – и родители выполнят любой каприз. Но родителей, из которых можно вить веревки, ребенок не считает сильными, ведь даже он может ими манипулировать. А ребенку так хочется быть за каменной стеной. Поэтому иногда избалованные дети прямо нарываются на наказание, чтобы хоть разочек почувствовать родительскую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: