Некоторые удачные подходы

Наверное, самой действенной мерой в профилактике наркомании будет духовный рост подростков, способность к взрослому отношению к жизни – самостоятельному и ответственному. Способность самостоятельно разбираться в различных жизненных затруднениях и правильно оценивать их – это главная защита ребенка от тяжелых ошибок.

Пока же человек не достиг полного взросления, одною из задач работы по профилактике наркомании будет создание правильных психологических установок. Установки должна быть такими, чтобы у подростка табак, алкоголь и психоактивные вещества ассоциировались с образом человека не взрослого, а инфантильного, не цивилизованного, а неграмотного папуаса, не успешного бизнесмена, а человека, с внутренними комплексами, который ищет выхода в наркотике.

Пример с карикатурой из Интернета, когда сами подростки начали высмеивать курильщиков в классе, я уже приводил выше во вступлении. При желании в Интернете можно найти немало карикатурного материала или антирекламы против курения. Создание стендов с такими антитабачными рекламными плакатами довольно эффективно. Только они должны быть наполнены каким-то содержанием (для подросткового возраста лучше всего карикатурным), а не просто содержать фразу: «Скажи наркотику: нет!» Плакаты с подобными надписями я считаю самыми бестолковыми.

Создавать правильные психологические установки можно с помощью проведения некоторых мероприятий. Я слышал о таком опыте. С согласия родителей детей тестируют на курение (какие-то газоанализаторные трубки). Выявляется класс, где нет курильщиков. Насколько я понимаю, тест не срабатывает на тех, кто только пробует курить. Такие классы, слава Богу, находятся, обычно это один из восьмых или девятых классов. Класс-победитель награждается какой-нибудь интересной поездкой. Здесь достигается двойной эффект. Во-первых, дети сами убеждаются, что курильщиков вовсе не подавляющее большинство, а напротив, что есть класс, где вообще нет курильщиков. Во-вторых, когда какой-то класс не смог выиграть из-за одного-двух курильщиков, то они в глазах одноклассников уже не «крутые парни», а виновники их поражения. Курение становится в глазах детей невыгодным. Это и есть смена психологической установки.

Если нет возможности тестирования, то существует похожий вариант действий. Для класса организуется поездка на очень интересное мероприятие. Но ставится условие, что в поездку берутся только некурящии, поскольку поездка проводится в рамках борьбы с курением. Дети сами говорят курильщикам: «Вот мы поедем, а вас не возьмут, если не бросите». Правда, таким приемом надо пользоваться с осторожностью, дабы кто-то из учеников с уже травмированной душой не получил очередной травмы и почувствовал себя изгоем общества.

Это были примеры, как можно создавать определенные психологические установки через мероприятия. Ниже приведу несколько примеров, которые можно использовать в беседах.

Например, можно отмечать, что закуривая сигарету подросток должен помнить – теперь из его рта пахнет, как из туалета, и его любимая девушка несет героические труды, поскольку с трудом терпит этот запах.

Подросток должен выйти с бесед, понимая, что если кто-то идет с пивом на дискотеку, значит, в нем есть проблемы, что он психологически неполноценный человек, поскольку радоваться жизни сам по себе уже не может. Да и нужно ли ему вообще идти на дискотеку, где полно пьяных, и где пиво является условием веселого настроения?

Каждый подросток должен знать о Рамочной конвенции по борьбе табакокурением. Подростки должны знать, что цивилизованный мир отказывается от курения. Что табачная индустрия всю свою мощь направила на Россию, сюда стекает все то, от чего Европа и Америка отказываются. Курение должно ассоциироваться с отсталостью в развитии страны, а не с цивилизованностью.

Лучше всего запоминается не просто информация, а какой-нибудь яркий образ или пример. В одном из фильмов против наркотиков приводится такая информация. Некоторые наркотики изготавливаются из пыльцы конопли. Но как ее собирают? Для этого нанимают бомжей, которые раздетые бегают по конопляному полю, и на их вспотевшие тела прилипает пыльца, которую периодически соскабливают. Степень немытости бомжей при этом, конечно, никак не регулируется. Хотя информация о том, как добывается наркотик, и вредна, в данном случае после такой информации у подростка создается устойчивая ассоциация, вызывающая отвращение к наркотикам.

Очень хорошо запоминается рассказ об эксперименте о сравнении интеллектуальных способностях двух групп крыс, одну из которых поили простой водой, а вторую – пивом. Этот рассказ, как множество других интересных находок, можно найти в фильме-беседе профессора В. Г. Жданова «Алкогольный и наркотический террор против России».

О вреде курения знают многие, но хорошо, если ребенок увидит некоторые вещи наглядно. Многие лекторы используют наглядные опыты. Например, легко изготовить прибор, имитирующий курение. Я знаю, что в нашем районе опыты с таким прибором показывали специалисты из центра, занимающегося профилактикой наркомании, а также некоторые учителя химии. Прибор состоит из пластиковой бутылки с дыркой для сигареты. В бутылку помещаются кусочки ваты, а в дырку вставляется зажженная сигарета. Сжимая бутылку можно имитировать процесс курения и, глядя на ватку, видеть, что происходит в легких – как смолы оседают внутри, какой запах исходит из этой бутылки и т. д. Есть и другой вариант наглядного опыта, который мне показывали в одной из школ. В пробирку клали немного табака и разогревали на спиртовке. Выходящий дым пропускали с помощью трубки через ватку. Этот опыт показывал, какие жутко противные на вкус вещества синтезируются при горении табака.

В заключение замечу, что профилактическая работа должна начинаться как можно раньше. Некоторые ассоциации, которые должны появиться в сознании детей, отчасти являются неким ярлыком, который вешается на всех курильщиков, пьяниц и наркоманов. Пока ребенок сам не курит, это уберегает его от курения. Но если он сам уже вовсю курит, то половину того, что говорится подростку, будет вызывать у него чувство обиды, а не желание исправиться. Поэтому при беседах с учениками старшего возраста требуется большая рассудительность. Иногда положение помогает исправить высмеивание греха. Если ярлык вешается со злобой и издевкой, это вызывает обиду, а если с юмором, то подростки легче это воспринимают. Однажды в летний детский лагерь, организуемый нашим храмом, я привез несколько грубоватую, но довольно смешную карикатуру на курильщика, распечатанную на самоклеющейся бумаге в виде маленьких наклеечек. Показал детям, оставил на столе, разрешив брать, если кому-то понравится. Через день я увидел эти наклейки на майках некоторых ребят. Самое интересное, что их наклеили себе почти все, кто курил. В лагере был строгий запрет на курение, но некоторые ребята, приехавшие в лагерь впервые, не смогли сразу перестать курить. Некоторые ребята были застигнуты мною в этом грехе, и все однозначно говорили, что пытаются бросить, но пока никак не могут. Было видно, что они действительно борются с собой. Когда они увидели эти картиночки, то ухватились за них, поскольку они помогли им взглянуть на свою проблему с юмором, посмеяться над курильщиками, и в том числе над собой, но над собой в прошедшем времени. Это был еще один их шаг на пути избавления от зависимости, они уже перешли в лагерь тех, кто не курит. Да, у них бывают срывы, но душой они уже среди некурильщиков. Нося эту наклейку, они становились проповедниками против курения, а известно, что слова проповедника больше всего действуют на самого проповедника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: