ЧАСТЬ III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Политический процесс в РФ: основные характеристики и параметры исследования. Общая характеристика политического процесса в РФ. Акторы отечественного политического процесса. Особенности принятие политических решений РФ: многообразие способов, механизмов и путей их реализации. Политическая целесообразность и мораль, прагматизм и идеализм в российской политике. Тенденции развития политического процесса в современной России.
Общая характеристика политического процесса в РФ.
Политический процесс – это, во-первых, динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, заключающее в себе функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы; во-вторых, как совокупную политическую активность социальных субъектов и, в-третьих, как борьбу за контроль над рычагами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.
Характеристики современного политического процесса в России:
В.Я. Гельман:
1. Переходный период, объединяющий в себе черты демократии и авторитаризма.
2. Авторитаризм выражается в преобладание исполнительной власти, клиентелистские формы социальных связей, слабость гражданского общества, теневая экономика.
3. Главными политическими акторами являются сегменты элиты (как старой, так и «новой»).
До настоящего времени продолжается сосуществование элементов хрупкой демократии и сильных авторитарных тенденций. С одной стороны официально сохраняются демократические конституционные нормы, продолжает функционировать механизм альтернативных выборов на многопартийной основе.
С другой президентские выборы 2000, 2004, 2008гг. свидетельствуют об ослаблении механизма политической конкуренции. что, снижает момент неопределенности как один из показателей степени консолидации демократии. В вопросе о сохранении и упрочении демократических тенденций пока еще многое упирается в личностный фактор, т.е. в субъективную волю самого президента.
Баранов:
- всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества, в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать.
- Центральное место в механизме изменений общественной жизни занимают политическая воля, сильные структуры власти, прежде всего государство и его лидер.
- низкая степень дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и
носителей власти, что обусловлено российской политической традицией концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время – у монарха, а в советское – у властвующей коммунистической партии.
В современных условиях, несмотря на формально-юридическую декларацию принципа разделения властей и функций, большинство политических функций сконцентрировано в руках президента страны, который выполняет не только представительские, но и исполнительные функции, а также обладает законодательными полномочиями.
Акторы отечественного политического процесса.
Политический Актор - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе.
В качестве акторов политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. К акторам политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.
Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Взять, например, политические партии,
Их способности выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вполне закономерно, что преобладающими формами представительства интересов стали именно латентные (скрытые) формы: группы давления, клиентелы и т. д. Наиболее могущественные группы интересов представляют энергетическое (знаменитый «Газпром»), банковское, аграрное, промышленное, военное, административное лобби. Центральное место в механизме изменений общественной жизни занимают политическая воля, сильные структуры власти, прежде всего государство и государственные институты и его лидер.