Пpоcтpaнcтво и вpемя как формы сущ-ния материи, особенности про-но временных свойств

Каковы бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от челов. сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств бесконечность.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия материи. В истории философии существовали разные концепции пространства и времени.

1) субстанциальная концепция рассматривает П. и В. как особые сущности, которые существую сами по себе. Сторонники – Ньютон, Демокрит, Эпикур.

2) В противовес субстанциональному подходу в истории философии развилась реляционная концепция пространства и времени. Яркий сторонник – Лейбниц.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода. Особую роль сыграло создание теории относительности.

Теория относительности (1905 год, А. Эйнштейн) выявила глубокую связь между П. и В., показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которое оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства- времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются ограниченно сплавленными между собой.

Многообразие форм пространства- времени.

Развитие материи и появление новых форм ее движения сопровождается становлением качественно-специфических форм пространства и времени.

1) Неживая природа. В локальных областях макромира, когда можно абстрагироваться от искривления П-В в близи больших масс, П-В характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик мегагалактики существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени (его отклонение от евклидовой метрики).

2) Живая природа. Большинство органических молекул может существовать в двух формах (правой и левой), отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, причем форме «с правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма.

В живых системах, в составляющих их молекулах имеются только «левосторонние» формы. Отсутствие тождественности правого и левого, резкое проявление «левизны» в организации живого следует оценивать как свидетельство особенности биологического пространства.

3) Социальное пространство. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. Социально-историческое время течет неравномерно, оно как бы ускоряется.

5,1 Философия и наука. Проблема научности философии.

Научно - философское (НФ) мировоз. – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая отражается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает влияние на развитие науки

Немного истории: Аристотель – логика, элементы математической логики; Демокрит – атомы;
Декарт – учение о рефлексах головного мозга; Лейбниц – дифф. уравнения, и т.д.

Вокруг проблемы научности фил-го мировоззрения продолжаются споры. При этом нередко допускается неисторическое, абстрактное сопоставление позновательныхф-ций Ф и Н, которое происходит из посылки, будто Ф решает в принципе теже задачи, что и Н, только на другом предельно обобщенном уровне. При таком подходе их специфика размывается, возникает опасность либо «растворения Ф проблематики в специально-научной, либо обособления Ф мысли, ее противопоставление науке. Ф в отличии от конкретных наук, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы общ-ва и чел. мышления. Ф и Н живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие их компонентов. Ф и Н оказывают заметное влияние друг на другаи на весь комплекс культуры. Ф и Н – не соперницы и каждая из них выполняет в культуру свой функции. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания Н изучаются и отрабатываются в сфере Ф. НН не обосновывает сама себя в ценностном отношении, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: