Закон взаимного пеpехода количественных и качественных изменений

Качество - такая определенность предмета(явл, пpоц), кот. характеризует его как данный предмет с совокупностью присущих ему свойств.

Количество - характеристика предметов (явл, пpоц) по степени развития или интенсивности присущих ему свойств., выражаемая в величинах и числах.

"Закон..." в общем виде по Энгельсу: кач. изменения - точно определенным для каждого конкретного случая образом - могут происходить лишь путем количественного прибавления(убавления) материи или движения(энергии).

Еще в древности философы обрати внимание на то, что незначительные до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем убавление песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводят к тому, что куча песка исчезает а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях он прочерчивается резко. Существуют температурные пределы агрегатных состояний различных веществ. Так, ртуть существует в жидком состоянии при температуре от –39 до +357 С, при -39С, а при +357С ртуть начинает кипеть. На этом основан метод получения ртути. При нагревании руды, содержащей ртуть до 500-550С ртуть возгоняется и затем улавливается в конденсатах. Где поддерживается температура около 20С. Здесь мы вплотную подошли к переходу количественных изменений в качественные.

Закон перехода количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом толковании таков: «Качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убывания материи или движения (энергии)».

7,1 Исторические условия возникновения и развития античной Ф, ее основные черты и значение в мировой истории

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф. Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкип, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал из к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимен -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл -> земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: