Понятие о производственном предприятии

Изучение экономики невозможно без знания самого понятия «предприятие». Многие предприятия входят в состав фирм.

Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если фирма состоит из одного предприятия, то в этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Предприятие и фирма имеют общие и отличительные черты и чем крупнее фирма, тем больше отличий:

1. Предприятие – объект экономических отношений между различными «автономными» капиталами, т. е. фирма – это корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

2. Термин «фирма» связан с широким распространением в странах с рыночной экономикой акционерной формы хозяйствования, акционерных компаний, связанных друг с другом системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, т. к. позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому особенностью крупной фирмы является ее межотраслевая структура.

3. Фирма по отношению к входящим в ее состав предприятиям является органом предпринимательского управления.

В дальнейшем изложении мы будем считать эти понятия «предприятие» и «фирма» тождественными.

Экономику предприятия можно упрощенно рассматривать как совокупность предприятий, находящихся в тесной взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия, зависит здоровье экономики и индустриальная помощь государства.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (т. е. предприятие является самостоятельным товаропроизводителем).

Предприятие обладает правами юридического лица рис. 1:

· наличие своего имущества;

· имущественная ответственность;

· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

· право быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже;

· иметь самостоятельный бухгалтерский баланс;

· право иметь расчетный счет.

Рис. 1. Признаки юридического лица

С макроэкономической точки зрения предприятие является основой:

· роста национального дохода, ВВП, ВНП;

· формирование значительной части государственного бюджета за счет прибыли предприятия;

· обеспечения обороны государства;

· развитие национальной науки и НТП;

· роста материального благосостояния всех слоев общества;

· развития медицины, образования и культуры;

· решения проблемы занятости;

· решения других социальных проблем.

Наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, который характеризуется: наличием различных форм собственности, ценообразованием на основе спроса и предложения, здоровой конкуренцией, преимуществом потребителя перед производителем и т. д.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия – выпуск продукции определенной номенклатуры и ассортимента, исходя из годового плана.

Предприятие работает по схеме:

При такой схеме основой являются ресурсы, т. к. они являются ограничителем объема выпуска продукции и распределяются из центра. Предприятия не были заинтересованы в повышении качества продукции, снижении издержек. Система премирования была тесно увязана с выполнением плана.

В условиях рыночной экономики предприятия работают по следующей схеме:

В этой схеме основой является спрос, который требует изучения вкусов, предпочтений, емкости рынка и др.

Предприятие организуется на основе следующих признаков:

· производственно-техническое единство – предполагает общность процессов производства, технологии и капитала;

· организационное единство – предприятие определенным образом представляет организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· экономическое единство – выражается в заинтересованности всех работников предприятия в экономических результатах работы.

На деятельность предприятия оказывают влияние внешняя и внутренняя среда.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства.

Любое предприятие – сложная социально-экономическая система, состоящая их множества подсистем, образующих единый социальный экономико-технический комплекс. Поэтому все подсистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены, одинаково важны и вместе образуют внутреннюю среду предприятия.

Каждая организация (предприятие) имеет свое предназначение – миссию, во имя которой трудовой коллектив предприятия объединяется и осуществляет свою деятельность. Миссия предприятия определяется его принципами и этикой.

Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению предприятием, его сотрудникам, требования внешней среды.

Этика предприятия – это мораль деловых взаимоотношений предпринимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской деятельности.

На основе миссии разрабатываются и устанавливаются цели предприятия.

После установления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство приступает к анализу воздействия внешней среды, чтобы определить возможности и угрозы дл фирмы.

Экономические факторы – это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д.

Политические факторы. Организация должна иметь четкое представление о политической ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.

Рыночные факторы – распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.

Технологические факторы – изменение в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи.

Факторы конкуренции – сила конкуренции, ее влияние на организации, определение главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.

Факторы социального характера – традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психология покупателей и т. д.

Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде.

Правовые факторы – это законы и другие правовые акты, устанавливающие права, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и другие.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде. Анализ же внутренней среды позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и наметить пути по повышению его конкурентоспособности.

Основными задачами действующего предприятия являются:

· получение дохода владельцем;

· обеспечение потребительской продукцией;

· обеспечение персонала заработной платой;

· создание рабочих мест;

· охрана окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: