Изучение экономики невозможно без знания самого понятия «предприятие». Многие предприятия входят в состав фирм.
Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если фирма состоит из одного предприятия, то в этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
Предприятие и фирма имеют общие и отличительные черты и чем крупнее фирма, тем больше отличий:
1. Предприятие – объект экономических отношений между различными «автономными» капиталами, т. е. фирма – это корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.
2. Термин «фирма» связан с широким распространением в странах с рыночной экономикой акционерной формы хозяйствования, акционерных компаний, связанных друг с другом системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, т. к. позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому особенностью крупной фирмы является ее межотраслевая структура.
|
|
3. Фирма по отношению к входящим в ее состав предприятиям является органом предпринимательского управления.
В дальнейшем изложении мы будем считать эти понятия «предприятие» и «фирма» тождественными.
Экономику предприятия можно упрощенно рассматривать как совокупность предприятий, находящихся в тесной взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия, зависит здоровье экономики и индустриальная помощь государства.
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (т. е. предприятие является самостоятельным товаропроизводителем).
Предприятие обладает правами юридического лица рис. 1:
· наличие своего имущества;
· имущественная ответственность;
· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
· право быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже;
· иметь самостоятельный бухгалтерский баланс;
· право иметь расчетный счет.
Рис. 1. Признаки юридического лица
С макроэкономической точки зрения предприятие является основой:
· роста национального дохода, ВВП, ВНП;
· формирование значительной части государственного бюджета за счет прибыли предприятия;
· обеспечения обороны государства;
· развитие национальной науки и НТП;
· роста материального благосостояния всех слоев общества;
|
|
· развития медицины, образования и культуры;
· решения проблемы занятости;
· решения других социальных проблем.
Наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, который характеризуется: наличием различных форм собственности, ценообразованием на основе спроса и предложения, здоровой конкуренцией, преимуществом потребителя перед производителем и т. д.
В условиях плановой экономики основная цель предприятия – выпуск продукции определенной номенклатуры и ассортимента, исходя из годового плана.
Предприятие работает по схеме:
При такой схеме основой являются ресурсы, т. к. они являются ограничителем объема выпуска продукции и распределяются из центра. Предприятия не были заинтересованы в повышении качества продукции, снижении издержек. Система премирования была тесно увязана с выполнением плана.
В условиях рыночной экономики предприятия работают по следующей схеме:
В этой схеме основой является спрос, который требует изучения вкусов, предпочтений, емкости рынка и др.
Предприятие организуется на основе следующих признаков:
· производственно-техническое единство – предполагает общность процессов производства, технологии и капитала;
· организационное единство – предприятие определенным образом представляет организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
· экономическое единство – выражается в заинтересованности всех работников предприятия в экономических результатах работы.
На деятельность предприятия оказывают влияние внешняя и внутренняя среда.
Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства.
Любое предприятие – сложная социально-экономическая система, состоящая их множества подсистем, образующих единый социальный экономико-технический комплекс. Поэтому все подсистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены, одинаково важны и вместе образуют внутреннюю среду предприятия.
Каждая организация (предприятие) имеет свое предназначение – миссию, во имя которой трудовой коллектив предприятия объединяется и осуществляет свою деятельность. Миссия предприятия определяется его принципами и этикой.
Принципы предприятия включают требования к выпускаемой продукции и рынку, управлению предприятием, его сотрудникам, требования внешней среды.
Этика предприятия – это мораль деловых взаимоотношений предпринимателя и сотрудников фирмы, позволяющая соблюдать этические нормы общества в процессе предпринимательской деятельности.
На основе миссии разрабатываются и устанавливаются цели предприятия.
После установления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство приступает к анализу воздействия внешней среды, чтобы определить возможности и угрозы дл фирмы.
Экономические факторы – это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д.
Политические факторы. Организация должна иметь четкое представление о политической ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.
Рыночные факторы – распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.
Технологические факторы – изменение в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологии средств связи.
Факторы конкуренции – сила конкуренции, ее влияние на организации, определение главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.
|
|
Факторы социального характера – традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психология покупателей и т. д.
Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой среде.
Правовые факторы – это законы и другие правовые акты, устанавливающие права, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и другие.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде. Анализ же внутренней среды позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и наметить пути по повышению его конкурентоспособности.
Основными задачами действующего предприятия являются:
· получение дохода владельцем;
· обеспечение потребительской продукцией;
· обеспечение персонала заработной платой;
· создание рабочих мест;
· охрана окружающей среды.