Теория крупного предприятия

Есть противоречие между историей, которая утверждает, что крупные предприятия есть и эффективны и экономической теорией, которая говорит, что только до Q опт издержки снижаются, а затем они возрастают.

Рис. 11. Зависимость между издержками и объемом производства

Тогда чем объяснить феномен крупного предприятия? Стандартная экономическая теория не усматривает в увеличении размеров предприятия возможности снижения средних постоянных издержек и, следовательно, не видит в этой сфере никаких преимуществ крупного предприятия.

Чендлер доказывает, что успешно действуют те крупные предприятия, которые в крупных масштабах осуществляют три взаимосвязанные группы капиталовложений: в производство, сбыт, менеджмент.

Пусть фирма решила построить новый завод, она будет арендовать дополнительную землю. Тогда рентные платежи, которые были в краткосрочном периоде постоянными, возрастают. В долгосрочном периоде все издержки будут переменными. Нет и не может быть издержек постоянных в долгосрочном периоде – согласно стандартной экономической теории.

Но раз нет постоянных издержек, то при росте размеров предприятия не может быть и их снижения в расчете на единицу продукции.

Например, за аренду земли первый завод платил 1 млн руб. и выпускал 100 тыс. шт. С вводом второго завода выпуск увеличился до 200 тыс. шт. Но ведь и площадь арендуемой земли увеличивается и плата за нее возрастает до 2 млн руб.

При увеличении объема производства до Q 2 кривая AFC1 сместится в положение AFC2 и больший объем выпуска Q 2 не даст никакого выигрыша в издержках. В обоих случаях средние постоянные издержки равны Co.

Новая теория Чендлера, в которой речь идет заведомо о долгосрочном периоде, в котором, если верить экономической теории, постоянных издержек нет совсем.

Налицо противоречие экономической теории и истории, т. к. в долгосрочном периоде в связи с ростом объема производства происходит снижение издержек на единицу продукции и это является одной из причин успеха крупных фирм.

Пусть фармацевтическая фирма затрачивает 600 млн долл. на разработку нового препарата или электронная фирма 2–3 млрд долл. на создание нового микропроцессора – эти издержки имеют фиксированный характер в долгосрочном периоде. Ведь затраты на НИОКР делают один раз.

Инвестиции крупных предприятий в создание национальной, затем всемирной сбытовой и маркетинговой среды после своего завершения приобретают сходство в долгосрочном периоде с постоянными издержками. Если «Проктер энд ГЭмбл» построит новый завод по производству моющих средств, ему не нужны дополнительные траты по созданию новой сбытовой сети – корпорация воспользуется существующей. Или «Проктер энд ГЭмбл» после покупки в РФ предприятий бытовой химии обрушивает на нас рекламные ролики, которые ранее использовались в других государствах, на их съемку не надо тратить ни одного дополнительного доллара.

Последнее – эффективная система менеджмента (три чендлеровские направления инвестиций). Корпоративная культура может быть использована и когда фирма достигает гигантских размеров.

Способность компании повторить то, что уже было сделано, является важным ускорителем роста. А значит, когда программное обеспечение разработано, сделать еще одну копию не требует дополнительных издержек.

Для описания открытых Чендлером закономерностей существует инструмент – квазипостоянные издержки – ключ к объяснению феномена современных крупных предприятий. В способности снизить их Чендлер видит одну из главных причин того, что крупные предприятия, возникнув 100–150 лет назад, стали доминирующими в экономике.

Механизм возникновения преимуществ крупных предприятий виден на графике. При увеличении производства с Q 1 до Q 2 AQFC снижается с С1 до С2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: