Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы базируются на малом предприятии, т. к. для этого не требуется большого стартового капитала.
Преимущества малого предприятия:
· гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
· мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники;
· более экономичное использование ресурсов, в том числе и вторичных;
· снижение косвенных расходов связанных с содержанием управленческих структур;
· повышение скорости оборота капитала.
Эти преимущества позволяют ему:
· насытить рынок изделиями;
· полнее удовлетворить потребности населения в различных услугах;
· ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
· наладить выпуск продукции малыми сериями;
· улучшить условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
В последнее время в промышленности развитых стран появляется тенденция и оптимизации размеров предприятия.
В связи со снижением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции осуществляются на малом предприятии.
Сложился симбиоз монополий, средних и малых предприятий. Такое разделение труда позволило повысить рентабельность производства. В Японии 70 % малых предприятий кооперируют с монополиями, а в США – 30–40 %.
Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для малого предприятия устойчивый рынок сбыта, позволяет углублять специализацию.
Недостатки: малое предприятие подчинено работодателю – крупной фирме, которая диктует, что делать, сколько, по какой цене и т. д.
В Японии действует более 6 млн малых предприятий, в США – более 18 млн, в ФРГ ежегодно возникает 350–400 тыс. (320–340 тыс. прекращают существование), в Италии возникает 300–350 тыс. (прекращают – 150–180 тыс.)
Деление на крупные, средние, малые предприятия зависит от отраслевых особенностей (например, хлебозавод 300 чел. скорее крупное предприятие, а предприятие ЧМ – скорее малое предприятие).
Возможные значения от X max до X min, разделены средние значения признака – .
Точка, соответствующая не будет делить отрезок пополам, она будет смещена к одному из концов интервала, что является сигналом, которые указывает на несимметричность всего ряда распределения. В связи с этим выбираем из двух отрезков │ X min – │ и │ – X max│ наименьший.
Длину наименьшего отрезка делим пополам и полученное значение прибавляем к среднему и вычитаем из него.
В результате числовая ось разделится на три отрезка, длины которых ограничивают малое, среднее и крупное предприятие.
Найдем точку – K, + K и получим границы интервалов малого, среднего и крупного предприятий.
В разных странах деление на малые и крупные предприятия производится по-разному:
в Германии – по величине оборота, до 25 тыс. евро – малое предприятие.
в Японии – два показателя + отраслевая принадлежность:
· размер капитала (уставной капитал);
· численность персонала.
К средним предприятиям относятся предприятия с капиталом до 100 млн иен (примерно 660 тыс. долл.) и численностью до 300 чел.
К малым предприятия относятся предприятия с численностью до 50 чел.
В США деление в зависимости от численности:
· наименьшие – 24 чел.;
· малые – 25–99 чел.;
· промежуточные – 100–499 чел.;
· крупные – 500–999 чел.;
· крупнейшие – более 1000 чел.
Оптовое торговое предприятие относится к малым предприятиям, если его годовой оборот 3–18 млн долл. В розничной торговле – 1–5 млн долл.
В РФ к малым до 1995 г. относились предприятия с численностью до 200 чел., в сельском хозяйстве – до 50 чел.
С 1996 г. к малым относятся предприятия с численностью до 99 чел. В розничной торговле – до 30 чел., в прочих отраслях – до 50 чел.