Характеристика малого предприятия

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы базируются на малом предприятии, т. к. для этого не требуется большого стартового капитала.

Преимущества малого предприятия:

· гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

· мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники;

· более экономичное использование ресурсов, в том числе и вторичных;

· снижение косвенных расходов связанных с содержанием управленческих структур;

· повышение скорости оборота капитала.

Эти преимущества позволяют ему:

· насытить рынок изделиями;

· полнее удовлетворить потребности населения в различных услугах;

· ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;

· наладить выпуск продукции малыми сериями;

· улучшить условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

В последнее время в промышленности развитых стран появляется тенденция и оптимизации размеров предприятия.

В связи со снижением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции осуществляются на малом предприятии.

Сложился симбиоз монополий, средних и малых предприятий. Такое разделение труда позволило повысить рентабельность производства. В Японии 70 % малых предприятий кооперируют с монополиями, а в США – 30–40 %.

Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для малого предприятия устойчивый рынок сбыта, позволяет углублять специализацию.

Недостатки: малое предприятие подчинено работодателю – крупной фирме, которая диктует, что делать, сколько, по какой цене и т. д.

В Японии действует более 6 млн малых предприятий, в США – более 18 млн, в ФРГ ежегодно возникает 350–400 тыс. (320–340 тыс. прекращают существование), в Италии возникает 300–350 тыс. (прекращают – 150–180 тыс.)

Деление на крупные, средние, малые предприятия зависит от отраслевых особенностей (например, хлебозавод 300 чел. скорее крупное предприятие, а предприятие ЧМ – скорее малое предприятие).

Возможные значения от X max до X min, разделены средние значения признака – .

Точка, соответствующая не будет делить отрезок пополам, она будет смещена к одному из концов интервала, что является сигналом, которые указывает на несимметричность всего ряда распределения. В связи с этим выбираем из двух отрезков │ X min │ и │ X max│ наименьший.

Длину наименьшего отрезка делим пополам и полученное значение прибавляем к среднему и вычитаем из него.

В результате числовая ось разделится на три отрезка, длины которых ограничивают малое, среднее и крупное предприятие.

Найдем точку K, + K и получим границы интервалов малого, среднего и крупного предприятий.

В разных странах деление на малые и крупные предприятия производится по-разному:

в Германии – по величине оборота, до 25 тыс. евро – малое предприятие.

в Японии – два показателя + отраслевая принадлежность:

· размер капитала (уставной капитал);

· численность персонала.

К средним предприятиям относятся предприятия с капиталом до 100 млн иен (примерно 660 тыс. долл.) и численностью до 300 чел.

К малым предприятия относятся предприятия с численностью до 50 чел.

В США деление в зависимости от численности:

· наименьшие – 24 чел.;

· малые – 25–99 чел.;

· промежуточные – 100–499 чел.;

· крупные – 500–999 чел.;

· крупнейшие – более 1000 чел.

Оптовое торговое предприятие относится к малым предприятиям, если его годовой оборот 3–18 млн долл. В розничной торговле – 1–5 млн долл.

В РФ к малым до 1995 г. относились предприятия с численностью до 200 чел., в сельском хозяйстве – до 50 чел.

С 1996 г. к малым относятся предприятия с численностью до 99 чел. В розничной торговле – до 30 чел., в прочих отраслях – до 50 чел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: