Формат записи – это упорядоченное расположение на поверхности ленты строчек и дорожек, намагниченных под действием разнообразных сигналов. Описание формата дает однозначное указание, каким образом производится запись или воспроизведение. Стандартизация форматов записи позволяет обеспечить взаимозаменяемость записей, изготовленных различными фирмами, и возможность их воспроизведения на различных ВМФ.
За короткий 35-летний период развития магнитной видеозаписи было разработано большое количество разнообразных форматов записи, и только в профессиональной области наблюдалась определенная стабильность, где долгое время господствовали четырехголовочные системы (поперечно-строчные).
В настоящее время имеется много форматов записи. После продолжительного периода возникли условия, которые поколебали единоличное господство поперечно-строчных форматов, на смену им приходят новые однодюймовые наклонно-строчные форматы, а 3/4-дюймовые форматы, которые до настоящего времени считались непригодными для профессиональных целей ставят под сомнение и будущее поперечно-строчных форматов. Их создание стало возможным благодаря новейшим достижениям в области магнитной записи – разработке миниатюрных записывающих систем, встраиваемых в видеокамеры. В этих кассетных устройствах используется новая, отличная от предыдущих система записи: вместо записи полного цветового телевизионного сигнала производится компонентная запись сигнала яркости и цветоразностных сигналов, которая по качеству удовлетворяет требованиям профессиональных систем.
|
|
Возникающие новые форматы записи всегда имеют целью устранение каких-либо недостатков предыдущих форматов. Первостепенной задачей в бытовых аппаратах является сокращение расхода ленты. Это возможно при уменьшении скорости движения ленты и ширины ленты, т. е. уменьшении граничной длины волны записи, ширины строчек записи и ширины межстрочных промежутков (лента лучшего качества, более качественные видеоголовки, лучшее регулирование, более сложные схемы). А в этих областях наблюдается исключительно быстрый прогресс, чем и объясняется значительное увеличение разнообразных форматов записи.
Цель уменьшения расхода ленты - не только снижение эксплуатацион-ных расходов, но и уменьшение габарита, что важно и для профессиональных устройств. Вместе с тем здесь имеют такое же важное значение и улучшение качества, расширение функциональных возможностей, снижение эксплуатационных требований и упрощение обслуживания устройств.
Ниже (в гл. 2) будет отдельно рассмотрен формат VHS, как самый распространенный. Остальные форматы будут рассмотрены в обобщенном виде с акцентом на расстановку частот при записи. Естественно, что в объеме пособия нельзя рассмотреть все форматы в полной мере. Например, совершенно ничего не говорится о требованиях, предъявляемых к параметрам схем или к механическим характеристикам лент, и о кассетах. Задача состоит в том, чтобы только проиллюстрировать вышеизложенное, а не подробно описывать форматы.
|
|
1.4.1. Формат Вetamax. В видеомагнитофонах новейших модификаций этого формата фирмой Sony повышена разрешающая способность видеосигнала по яркостному каналу до 500 линий, предусмотрены раздельные выходы сигналов яркости и цветности. Применение высокоэнергетических металлопорошковой, либо металлизированной магнитных лент и ферритовых магнитных головок с напыленным сендастовым слоем позволило существенно повысить несущую частоту ЧМ-сигнала яркости, расширив полосу частот по ТВ-каналу до 9,3 МГц.
Появление видеодисков и цветных телевизоров с улучшенным качеством изображения оказало влияние на повышение требований пользователей к системам записи и воспроизведения изображения. Поэтому многие японские фирмы приступили к разработке новых систем с улучшенными характеристиками. Так, фирма Sony сконструировала систему ЕD Beta - усовершенствованный вариант системы Веtamax и совместно с рядом фирм определила технические условия для системы Нi-Band Beta. В обеих системах значительно повышена разрешающая способность, а следовательно, и лучше четкость изображения.
Как видно из рис.2.1, б в системе ЕD Веtа ЧМ-сигнал яркости смещен на 3,7 МГц в область более высоких частот и располагается в диапазоне 6,8...9,3 МГц. В системе Нi-Band Beta (рис.2.1, а) данный диапазон составляет 4,4...5,6 МГц). Девиация частоты ЧМ-сигнала яркости увеличена с 1,2 до 2,5 МГц. Это позволяет получать более высокое качество изображения, сравнимое с качеством изображения студийных видеомагнитофонов. Максимально достижимая разрешающая способность в системе ЕD Веtа составляет более 500 линий.
В видеомагнитофонах системы ЕD Веtа используются раздельные сигналы яркости и цветности, ввод-вывод которых осуществляется через специальные разъемы типа S. Это дало возможность избавиться от перекрестных искажений «яркость – цветность».
Для видеокассет системы ЕD Веtа разработана специальная лента с металлическим магнитным носителем. Для распознавания кассет с такой лентой в их корпусе предусмотрено идентификационное отверстие. Видеокассеты формата ЕD Веtа нельзя использовать в аппаратуре формата Веtamax, в то время как кассеты со стандартной лентой системы Веtа можно применять для кассетных видеомагнитофонов системы ЕD Веtа в режиме Hi-Band. Для видеоаппаратуры формата ЕD Веtа фирма Sony разработала сендастовую видеоголовку, представляющую собой напыленную тонкую сендастовую пленку с зазором 0,35...0,4 мкм на стеклянной подложке.
1.4.2. Формат VHS. Первый видеомагнитофон этого наиболее массового формата был разработан фирмой Matsushita - дочерней фирмой компании JVC и быстро завоевал мировой рынок. До сих пор этот формат в своей модификации D-VHS конкурирует с форматом оптической записи DVD.
Базовый формат VHS. Особенностью видеомагнитофонов формата VHS является широкое использование в них цифровой техники. Эти модели снабжены блоками памяти на 7...10 БИС с информационной емкостью не менее 256 Кбит каждая, применение которых обеспечивает работу в телевизионных канале аппаратов с частотами дискретизации сигналов яркости до 10 МГц и цветоразностных сигналов до 5 МГц.
За рубежом производятся ВМФ этого формата нескольких версий. Как уже говорилось, подробно базовый формат VHS будет рассмотрен в гл.2. Выше в разд.1.3 указывались расстановки частот для него. Кроме базового формата существует множество вариантов схемно-технических решений, реализуемых в процессе производства и непрерывного совершенствования изделий данного формата. Рассмотрим кратко каждую из версий формата VHS.
|
|
Версия S-VHS (Super-VHS). Разработка версии принадлежит фирме Panasonic (Япония). Уже в первой модели несущая частота ЧМ-сигнала на уровне белого цвета была равна 7, а на уровне синхроимпульсов - 5,4 МГц, полоса частот яркости достигала 5,5 МГц. Как и в базовом формате VHS, в данной версии используется двухскоростной режим транспортирования магнитной ленты: при номинальных скоростях 2,34 и 1,17 см/с. Переключение на последнюю сопровождается снижением отношения сигнал/шум на 1,4 дБ при работе с металлопорошковой магнитной лентой.
Продолжительность записи телевизионных программ на магнитную ленту шириной 12,7 мм при номинальной скорости ЛПМ равна 3 ч. Видеомагнитофоны данной версии совместимы с аппаратами базового формата VHS, но стандартные видеокассеты, записывающие информацию в версии S-VHS, не воспроизводят ее правильно.
Особенность схемы видеомагнитофонов данного типа состоит в использовании двухканальных соединителей для передачи сигналов звукового сопровождения. В этих аппаратах реализованы конструктивно-технологические решения, позволившие приблизить качество видеоизображения к теоретическому пределу. Аппаратам свойственны раздельная обработка сигналов яркости и цветности перед их записью и воспроизведением, расширенная до 7 МГц полоса частот частотно-модулированного яркостного сигнала на уровне белого цвета и увеличенная до 1,6 МГц в этом же канале девиация. Полоса частот канала звукового сопровождения (класса Hi-Fi) расширена до 20...20000 кГц при динамическом диапазоне не менее 90 дБ. В видеомагнитофонах использовано дистанционное управление. Такой существенный прогресс во многом обеспечен благодаря применению высокоэнергетических магнитных лент новых типов.
По внешнему оформлению и функциональным особенностям видеомагнитофоны системы S-VHS не отличаются от стандартных кассетных видеомагнитофонов системы VHS, однако они позволяют достичь значительно более высокого качества изображения. Это стало возможно благодаря расширению полосы частот видеосигнала, увеличению девиации частоты до 1,6 МГц (в формате VHS она составляет 1 МГц) и переносу ее в более высокочастотную область спектра (нижняя граница 5,4 МГц, в кассетных видеомагнитофонах системы VHS - 3,4 МГц), а также использованию двухступенчатой схемы частотной коррекции. Расширенная полоса частот сигнала изображения содержит видеоинформацию, достаточную для обеспечения разрешающей способности 430 линий.
|
|
В ВМФ версии S-VHS изменена также схема обработки сигналов яркости и цветности: в отличие от ВМФ формата VHS эти сигналы записываются совместно, но не объединяются в единый сложный видеосигнал. Как известно, даже в высококачественных телевизорах или видеомониторах при выделении из сложного видеосигнала сигналов яркости и цветности невозможно избавиться от перекрестных помех, которые проявляются в виде ухудшения резкости или волнообразных искажений краев изображения. В системе S-VHS перекрестные помехи «яркость – цветность» отсутствуют и одновременно возникает возможность повысить уровни сигналов цветности, что обеспечивает формирование более яркого и естественного изображения. Для приема раздельных сигналов яркости и цветности телевизионный приемник оборудован специальным штепсельным Y / С -разъемом типа S (Y и С - инженерные сокращения для обозначения яркости и цветности соответственно), который содержит четыре контакта.
Кассетные видеомагнитофоны системы S-VHS совместимы со стандартными телевизорами и видеомониторами. Но в этом случае, естественно, отсутствует выигрыш в разрешающей способности, которая ограничивается возможностями приемных устройств (для высококачественных видеомониторов 350 линий).
Чтобы повысить качество записи в системе S-VHS фирмы создали новую кобальтированную магнитную ленту. Ее можно использовать и в обычных видеомагнитофонах формата VHS, однако тогда улучшения качества изображения, разумеется, достичь не удастся. В корпусе кассеты имеется специальное идентификационное отверстие, которое служит маркером использования кобальтированной магнитной ленты (для стандартных видеомагнитофонов формата VHS оно не играет роли). При установке в видеомагнитофон версии S-VHS кассеты с обычной магнитной лентой (без идентификационного отверстия) автоматически производится его переключение на стандартный режим работы в формате VHS. Однако при воспроизведении на обычном кассетном видеомагнитофоне формата VHS записи, выполненной на магнитной ленте в системе S-VHS, на экране телевизора возникает «снег». Это объясняется разницей между полосами частот записи видеосигнала в системах VHS и S-VHS. Видеокассеты с магнитной лентой для версии S-VHS выпускаются как стандартных размеров, так и уменьшенных (для видеокамер).
Версия VHS-HQ. Ее создатели - японские фирмы JVC и Sony. Обозначение HQ (от англ. – High Quality) в наименовании моделей означает «высококачественная». В этих аппаратах уровень ограничения белого цвета поднят со 170 до 190 % и введена динамическая система НЧ-предыскажений, глубина которых зависит от уровня видеосигнала. Одновременно повышена четкость изображения.
1.4.3. Формат Video-8. К числу принципиальных научно-технических решений, заложенных уже в первых конструкциях аппаратов данного типа, относятся следующие:
- осуществление записи звука и изображения двумя вращающимися видеоголовками, размещаемыми на барабане под углом менее 180° с углом охвата барабана магнитной лентой 221°;
- продолжительность записи 9 ч при номинальной скорости движения носителя и 18 ч при его замедленном движении. Равномерная в диапазоне частот 20 Гц...20 кГц АЧХ звукового канала. Отношение сигнал/шум не менее 80 дБ при частоте дискретизации 44,1 кГц.
На начало 1992 г. видеомагнитофоны формата Video-8 приближались к практическому пределу микроминиатюризации бытовой видеоаппаратуры. Малые габариты и масса видеомагнитофонов, минимальное энергопотребление достигаются в конкретных моделях благодаря применению новых интегральных микросхем с одновременным уменьшением размеров ЛПМ. Видеозапись в ВМФ осуществляется на магнитную ленту шириной 8 мм.
В видеомагнитофонах данного формата используется наклонно-строчная запись двумя вращающимися видеоголовками, сигналы яркости записываются способами ЧМ и переноса сигналов цветности по спектру в сторону НЧ. Запись звукового сопровождения производится магнитной головкой на вспомогательной продольной дорожке. В аппаратах формата Video-8 используется блок вращающихся видеоголовок на барабане диаметром 40 мм. Возможен также режим записи звука цифровым способом (ИКМ) в течение 18 ч с сохранением при этом «профессионального» качества.
В видеокамерах данного формата также применяются новые методы управления движением магнитной ленты без вибраций.
В стандарте, одобренном 128 зарубежными фирмами - изготовителями бытовой видеотехники, регламентированы два варианта эксплуатации аппаратов в режимах записи - воспроизведения: стандартный SP (с шириной строки записи 34,4 мкм) и LP (с удвоенной длительностью записи при ширине строки 17,2 мкм). Интерес к бытовой видеотехнике формата Video-8 объясняется рядом присущих ему достоинств: надежный механизм заправки и транспортирования магнитной ленты; возможность записи на одной кассете 4-часовой ТВ-программы; высокое качество звукового сопровождения, особенно при использовании металлизированной магнитной ленты и применении способа ЧМ либо ИКМ.
Дальнейшее повышение разрешающей способности и четкости изображения обеспечивается системой Hi-Band Video-8, совместную разработку которой осуществили три фирмы: Sony, Matsushita и Hitachi.
Распределение частот в системах Video-8 и Hi-Band Video-8 представлено соответственно на рис. 2, а и рис. 2, б. Верхняя частота ЧМ-сигнала яркости в системе Hi-Band Video-8 смещена в область более высоких частот на 2,3 МГц. Девиация частоты ЧМ-сигнала яркости увеличена до 2 MГц, в результате чего повышено отношение сигнал/шум. Ширина полосы сигнала яркости в системе Hi-Band Video-8 составляет примерно 5,4 МГц, что позволяет обеспечить разрешающую способность по горизонтали более 400 линий.
Запись звуковых сигналов в системе Hi-Band Video-8, cогласно принятым техническим условиям, должна была осуществляться таким образом, чтобы эта система совмещалась с существующей стандартной системой Video-8. При этом допускалось применение любого из трех способов записи: с частотной модуляцией Hi-Fi, ИКМ и продольная запись в режиме c неподвижной головкой.
Аналогично системам S-VHS и ED Beta в системе Hi-Band Video-8 применяются раздельные сигналы яркости и цветности на входе и выходе, что, как указывалось, препятствует возникновению перекрестных искажений «яркость – цветность».
Сравнение технических характеристик видеоаппаратуры форматов Video-8 и S-VHS показывает, что последняя обеспечивает более высокое качество изображения.
В видеокассетах системы Hi-Band Video-8 используется новая высококачественная магнитная лента типов МР и МЕ. Это позволяет получить разрешающую способность примерно 430 линий. Лента МЕ является основным носителем записи в видеокамерах формата Hi-Band Video-8. Максимальная длительность записи на видеокассетах системы Hi-Band Video-8 составляет 120 мин. В стандартной видеоаппаратуре системы Video-8 используется магнитная лента типа МР. Лента типа МР практически ничем не отличается от металлизированной магнитной ленты, применяемой в звуковой аппаратуре. Технология ее производства относительно проста. Производство же ленты типа МЕ более сложное и дорогое.
Еще одним моментом, влияющим на распространение системы Hi-Band Video-8 является ее так называемая односторонняя совместимость (аналогично системе S-VHS), т. е. на аппаратуре системы Hi-Band Video-8 можно воспроизводить записи сделанные в формате Video-8, в то время как ВМФ формата Video-8 не позволяет воспроизводить записи, сделанные в системе Hi-Band Video-8.
Глава 2 | СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ВИДЕОМАГНИТОФОНА «ЭЛЕКТРОНИКА ВМ-12» И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ |