Выше уже было отмечено, что в процессе кодирования записываемого аудиосигнала цифровая аудиоинформация подвергается чередованию для того, чтобы избежать многопозиционных ошибок в кадре данных в процессе воспроизведения и, по возможности, избежать сильного влияния выпадений сигнала на качество звучания.
Чередование основано на том, что аналоговые сигналы являются непрерывными сигналами и обычно без резких скачков. Амплитуда сигнала первой выборки не отличается от амплитуды второй выборки. Амплитуда в течение третьей выборки не сильно отличается от второй выборки, и т.д. Если величина второй выборки потеряна, но величина первой и третьей выборок известна хорошо, то приближением и интерполяцией можно легко вычислить вторую выборку.
Базисные принципы чередования (перемежения) и деперемежения изображены на рис. 5.3.
На рис. 5.3, а последовательность обработки сигнала показана без чередования. Выборки звукового сигнала дискретны во времени и обозначены 1, 2, З и т.д. Если имеется выпадение при воспроизведении КД, некоторые символы отсутствуют в полученных данных. В используемом примере три символа (5, 6 и 7) отсутствуют, происходит серьезное пропадание разрядов.
|
|
На рис 5.3, б та же самая последовательность обработки сигнала показана с чередованием. Снова звуковой сигнал дискретный, но с выборками, реорганизованными до записи КД. Такое чередование приводит к записи данных в последовательности, которая не представляет увеличивающийся масштаб (шкалу) времени. При воспроизведении КД происходит то же самое пропадание разрядов, что приводит к трем отсутствующим символам данных (4, 6 и 8). Деперемежение затем выполняется в проигрывателе КД, чтобы восстановить первоначальную последовательность символов данных.
Можно заметить, что с чередованием отсутствуют многопозиционные ошибки (погрешности) и одиночные отсутствующие информационные разряды легко могут быть аппроксимированы интерполяцией. Например, символ 4 может интерполироваться как среднее между символами 3 и 5 (меньше, чем символ 3, но больше, чем символ 5).
Распознавание и коррекция ошибок в потоке данных осуществляется декодером проигрывателя КД с помощью перекрестного контроля избыточности (CRC). Для этого происходит временное занесение 32 8-битовых символов, из которых 24 символа - данные аудиосигнала и 8 символов четности - в ОЗУ, которое выполняет функцию буфера данных. Схемы логики проверяют признаки ошибки и по определенной стратегии проводят коррекцию ошибок. После коррекции всех ошибок модифицированные символы опять заносятся в динамическое ОЗУ. Если коррекцию всех ошибок провести не удалось, то все 8-битовые символы по "флагу" маркируются как ошибочные и равным образом записываются в промежуточную память. В случае потери данных, соответствующих длине дорожки на КД более чем в 5 мм, происходит блокировка (muting) НЧ-сигнала.
|
|
Хочется здесь сказать о важной роли ОЗУ, которую оно играет в проигрывателях КД. Информация, считываемая с КД, из-за разных причин, нестабильна во времени и записывается в память по мере ее поступления, т. е. неравномерно. Однако считывается она по сигналам кварцевого генератора строго равномерно. Таким образом, применение такой буферной памяти существенно снижает требования к двигателю вращения диска и сводит детонации музыкального сигнала на выходе проигрывателя практически к нулю. Буферная память составляет лишь часть объема всей памяти ОЗУ, куда кодовые символы записываются, считываются и опять записываются в другие ячейки. Такие операции проводятся несколько раз. Важным является также объем памяти ОЗУ: чем он больше, тем большие отклонения скорости вращения диска допускаются, а значит, проигрыватель более устойчив к всевозможным механическим воздействиям. Наименьший требуемый объем памяти ОЗУ составляет 2 кБ. Однако используется ОЗУ с объемом 4 кБ и более.
24 8-битных символа данных после обработки в CIRC-декодере поступают в схемы интерполяционной логики, задача которых - избежать воздействий уже распознанных кодовых ошибок на качество воспроизведения.
Можно использовать три метода устранения воздействия выпадения сигнала на воспроизведение.
Первый метод - метод блокировки - основан на том, что дефектное слово блокируется и заменяется просто нулевым значением.
При втором методе ошибочное слово обнаруживается при выполнении предварительной записи-захвата, и ложное слово заменяется предыдущим, так что при этом не возникает практически никакого слышимого отличия при воспроизведении.
И, наконец, лучшую компенсацию выпадения можно осуществить с помощью линейной интерполяции. В этом случае при распознавании ошибочного слова оно заменяется словом, имеющим значение, усредненное между предыдущим и последующим значениями; компенсация ошибки оказывается настолько точной, что отличить на слух воспроизведенный аудиосигнал от первоначального не представляется возможным.
Восстановленный в правильной последовательности и скорректированный поток цифровых аудиоданных подается на цифровой фильтр и схему демультиплексирования. Цифровая фильтрация обеспечивает более высокое качество воспроизведения, чем в обычных проигрывателях.
Цифровые фильтры формируют из цифровых звуковых сигналов с частотой выборки 44,1 кГц цифровые сигналы с частотой выборки, кратной основной частоте.