...Я постарался показать здесь, какие юношеские переживания породили
у меня горячий интерес к учениям Фрейда и Маркса. Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной жизни, и я жаждал
получить на них ответы. Я нашел их в учениях как Фрейда, так и Маркса. Меня привлекала противоположность этих двух систем и желание найти ей объяснение. С течением времени я все больше сомневался в некоторых положениях обеих систем. Все более определенней становилась сфера моего основного интереса. Мне захотелось понять, какие законы управляют жизнью отдельного индивида и общества в целом. Я попытался
найти непререкаемую истину в построениях Фрейда, отделив ее от
положений, нуждающихся в пересмотре. То же самое я попробовал
проделать и с теорией Маркса. Наконец, я постарался совместить свое
понимание идей обоих мыслителей и критическое отношение к ним...
...Как и Эйнштейн, Маркс и Фрейд были творцами современной эпохи. Все трое были преисполнены уверенности в том, что действительность в основе своей упорядочена, а базисная упорядоченность, проявляющаяся в природе, частью которой является и человек, - это не загадка, которую нужно разгадать, а модель или план, которые необходимо
|
|
изучать. Поэтому в их работах - в каждой по-своему – сочетаются элементы высокого искусства и науки с ярчайшим выражением человеческого стремления к пониманию и овладению знанием. В этой книге, однако, особое внимание будет уделено Марксу и Фрейду. В связи с тем что эти имена поставлены рядом, легко может сложиться впечатление, будто я считаю их равновеликими фигурами, имеющими одинаковое историческое значение. С самого начала хочу пояснить, что это не так. Вряд ли нужно говорить о том, что Маркс - это фигура всемирно-исторического значения, с которой Фрейда нельзя сравнивать. Даже если вы вместе со мной глубоко сожалеете о том, что почти в третьей части земного шара проповедуется искаженный и деградировавший «марксизм», это не уменьшает уникального исторического значения Маркса. Но и безотносительно к этому историческому факту я считаю Маркса мыслителем гораздо большей глубины и охвата, чем Фрейд.
К оглавлению
==300
Марксу удалось соединить духовное наследие гуманизма эпохи Просвещения и немецкого идеализма с экономической и социальной реальностью и тем самым заложить основу новой науки о человеке и обществе, опирающейся на факты, проникнутой в то же время духом западной гуманистической традиции. И хотя большинство систем, претендующих на то, чтобы говорить от имени Маркса, отвергают дух гуманизма или искажают его, я верю - и постараюсь показать в данной книге, - что возрождение западного гуманизма вернет Марксу его выдающееся место в истории человеческой мысли. Однако и после всего сказанного было бы наивным игнорировать значимость Фрейда только потому, что он не достиг высот Маркса. Фрейд является основателем подлинно научной психологии, а открытие им бессознательных процессов и динамической природы характера составляет уникальный вклад в науку
о человеке, изменивший представление о нем на все грядущие времена.
==301
index.htm - glava23