Торговый маркетинг и услуга мерчандайзинга

Розничная торговля как отрасль сферы услуг. Типы розничных торговых предприятий. Торговый маркетинг и его особенности. Сущность мерчандайзинга как внутренней услуги. Процесс принятия решения о покупке и влияние мерчандайзинга. Принципы и функции мерчандайзинга. Основные правила мерчандайзинга. Атмосфера магазина, интерьер магазина. Планировка торговых площадей. Общение в процессе продажи. Типы покупателей и продавцов.

Торговый маркетинг – программа мероприятий маркетинга, направленных на торговые организаций (дистрибьюторов, оптовых и розничных продавцов).

Мероприятия торгового маркетинга: специальное ценообразование, скидки, предоставление образцов продукции, организация выставок, подарки, мероприятия по продвижению продукции производителя к конечному потребителю.

Мерчандайзинг

Промоушн мероприятия (стимулирование продаж

Торговый продаж, направленных на потребителя) в местах

Маркетинг продаж или во время специальных событий

Промоушн мероприятия среди оптовых

и розничных предприятий

Стимулирование торгового аппарата производителя

Рис. 11.1. Основные блоки торгового маркетинга

В розничной торговле маркетинг часто сводится к мероприятиям по продвижению товара, которые осуществляются стихийно, в зависимости от поступлений продукции, затоваривания или в преддверии какого-нибудь праздника. Нельзя сказать, что они не приводят к определенному повышению товарооборота. Однако при стихийности трудно планировать бюджет, и в результате фактические затраты могут намного превысить планируемые.

Для различных товаров будут наиболее приемлемы различные комбинации каналов сбыта. Даже в розничной торговле комбинации каналов могут быть очень разнообразными (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Возможные каналы сбыта в зависимости от характеристик товара

Виды товаров Комбинации каналов
Марочные товары Через оптовую, розничную торговлю, через коммиво- яжера, торгового представителя, комиссионера
Товары промышленного назначения Через комиссионера, руководство предприятием, региональные сбытовые филиалы
Сельскохозяйственная продукция Через маклера и оптовика, через оптовую и рознич- ную торговлю
Обувь Через розничную торговлю, через оптовика, через региональные сбытовые филиалы
Автомобили Через региональные сбытовые филиалы, через дилеров
Сырье Через сбытовые синдикаты, оптовую и розничную торговлю

Таблица 11.2

Выбор каналов сбыта в зависимости от свойств товаров

Свойство товара Тип товара Главная задача, решаемая в канале сбыта
Цена Дорогие товары сбываются чаще без посредников Удержание прибыли у производителя
Интеллектоемкость Технически сложные, науко- емкие товары сбываются напрямую Удержание секретов технологии
Сезонность Сезонные товары сбываются через оптовые базы, дистри- бьюторов Избежание проблем складирования
Подверженность моде Модные товары продаются через фирменные магазины Быстрота выхода на покупателя, обратная связь

Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

Таблица 11.3

Выбор каналов сбыта в зависимости от характеристик рынка

Свойство рынка Характеристика рынка Тип предприятия
Емкость Высокоемкие рынки Крупные оптовики, сбытовые сети
Плотность распределения потребителей 1. Рынки высокой плотности 2. Рынки средней плотности 1. Специализированные магазины 2. Универмаги
Уровень доходов потребителей 1. Пенсионеры 2. Предприниматели 1. Магазины низких цен 2. Индивидуальные продажи

Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

Таблица 11.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: