Классификация розничных торговых предприятий

Классификационный признак Виды предприятий розничной торговли
По виду реализуемого ассортимента · Универсальные · Специализированные · Магазины с комбинированным ассортиментом · Магазины со смешанным ассортиментом товаров
По формам торгового обслуживания · Индивидуальное обслуживание · Открытая выкладка · Продажа товаров по образцам и каталогам · Продажа товаров по предварительным заказам · Продажа методом самообслуживания · Персональные продажи на дому (по телефону) · Прямые продажи · Электронный маркетинг
По уровню цен · Дискаунты · Дисконтные магазины · «Кэш энд кэрри» · Комиссионные магазины · «Секонд хэнд» · «Карго» · Бутик
По типам · Универмаг · Универсам · Супермаркет · Гипермаркет · Гастроном · Мини-маркет · Специализированный магазин · Торговый дом · Мелкорозничная сеть · Павильон · Киоск · Палатка · Суперстор · Суперетта
По формам и видам интеграции · Торговое объединение · Торговый комплекс · Горизонтальная (отраслевая) интеграция · Вертикальная (межотраслевая) интеграция · Интеграция розничного предприятия с изготовителем · Интеграция розничного и оптового предприятия · Смешанная интеграция
По концентрации и месторасположению · Изолированное размещение предприятия относительно других · Групповое размещение торговых точек одной специализации · Групповое размещение торговых точек одной специализации

Таблица 11.5

Классификация предприятий розничной торговли, продающих потребительские товары быстрого оборота

Лоток Мобильная обособленная точка продажи, Расположенная на открытом пространстве или в помещении. Как правило, торговая площадь не превышает 2 м2. Может распо- лагаться в рядах, соответствующих дан- ному типу торговли.
Киоск Нестандартная обособленная точка продажи, расположенная на открытом пространстве или в помещении. Занимает около 10 м2.
Контейнер на рынке Нестационарная обособленная точка продажи, расположенная на открытом про- странстве.
Автолавка Мобильная обособленная точка продажи, расположенная на открытом пространстве.
Павильон Нестационарная обособленная точка продажи, расположенная на открытом пространстве. Торговая площадь до 100 м2 с обслуживанием через прилавок.
Минимаркет Стационарная или нестационарная обо- собленная точка продажи, расположенная на открытом пространстве или являюща- яся частью более крупного сооружения. Площадь до 100 м2 с самообслуживанием.
Продовольственный магазин Стационарная обособленная точка прода- жи, являющаяся частью более крупного сооружения. Площадь около 230 м2. Обслуживание через прилавок.
Гастроном / универсам Стационарная обособленная точка прода- жи, расположенная на открытом прост- ранстве или являющая частью более крупного сооружения. Торговая площадь более 400 м2 с традиционным обслужи- ванием через прилавок. Имеет в своем ассортименте более 1 тыс. наименований товаров.
Супермаркет/Гипермаркет Стационарная обособленная точка прода- жи, расположенная на открытом простран- стве или являющаяся частью более круп- ного сооружения. Торговая площадь более 1 тыс. м2 с самообслуживанием. Имеет в своем ассортименте более 4 тыс. наиме- нований товаров. На торговых площадях гипермаркетов располагаются другие ма- газины, рестораны, места отдыха и т.д.
Специализированный магазин Стационарная обособленная точка прода- жи, являющаяся частью более крупного сооружения. Площадь около 230 м2, об- служивание через прилавок. В ассорти- менте только специализированные товары, относящиеся к одной категории.

Источник: Котляренко М.А. Мерчандайзинг в системе торгового маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 1.

Таблица 11.6

Классификация розничных торговых предприятий

в зависимости от стратегии позиционирования

Стратегия позиционирования «Торговля-микс» Целевой сегмент
Магазин, в котором выгодно и приятно делать покупки 1. Стандартный ассортимент 2. Относительно низкий уровень 3. Относительно высокая культура обслуживания 4. Скромная душевная атмосфере «Экономные домохозяйки»
«Быстрый магазин» 1. Ассортимент продуктов питания быстрого приготов- ления и не требующего его 2. Приемлемый уровень цен 3. Близость торговой точки 4. Высокая скорость обслуживания и большой перечень услуг, увеличиваю- щих удобство совершения покупки «Голодные работники»

Чтобы составить план мероприятий по маркетингу в розничной торговле, необходимо провести анализ сложившейся ситуации по секциям, комплексам и предприятию в целом. Для этого можно использовать метод прогнозирования на основе сезонных колебаний. Под сезонными колебаниями понимаются такие изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Их роль очень велика в торговле. Для изучения сезонных колебаний необходимо располагать показателями за каждый квартал, а лучше за каждый месяц, иногда даже за декады. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Is):

где – среднее значение товарооборота в определенный месяц на основании фактического товарооборота последних лет;

– среднее значение товарооборота в месяц на основании фактического товарооборота последних лет.

После проведения анализа следует приступать непосредственно к планированию маркетинговой деятельности, которое включает:

— уточнение целей маркетинговой деятельности для каждой секции, комплекса, всего предприятия;

— выработку альтернативных стратегий и выбор наилучшей из них;

— формирование плана маркетинговой деятельности;

— разработку оперативно-календарного плана (программы действий);

— подготовку бюджета маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: