Маркетинг в торговых помещениях (мерчандайзинг)

Мерчандайзинг — комплекс мероприятий (выкладка товара, размещение рекламных материалов), направленных на выделение товаров в местах продаж, привлечение к ним внимания и побуждающих покупателей совершать покупки, процесс торговли как важное средство коммуникации.

Направления работы:

· развитие самообслуживания и других форм активной продажи;

· выкладка и демонстрация товаров;

· использование упаковки (безмолвный продавец);

· маркировка товаров;

· политика гибких цен продажи;

· внутримагазинная реклама;

· организация маршрутов движения клиентов;

· оказание дополнительных услуг;

· стимулирование спроса.

Основной задачей мерчандайзинга является увеличение объема продаж товара через розничную сеть.

Основные функции службы мерчандайзинга для увеличения объема продаж в магазинах следующие:

· размещение товара в магазине;

· расположение в магазине рекламно-информационных материалов и фирменного оборудования;

· организация переводных заказов;

· сбор маркетинговой информации;

· контроль за состоянием дел в розничной сети (насыщенность товаром, работа дистрибьюторов и торговых представителей).

Действия мерчандайзера в розничной торговой точке:

· ведение переговоров с менеджментом магазина. Сотрудник службы мерчандайзинга должен рассказать о цели своего визита, обосновать выгоды от взаимного сотрудничества. Он должен добиться лучших мест в торговом зале для размещения своей продукции и получить документ от директора, дающий право на проведение определенных работ в магазине.

· представление продукта. Особое внимание следует уделить конкурентным преимуществам и особенным свойствам продукции, выделив при этом приобретаемые магазином выгоды. Следует рассказать о проводимых рекламных кампаниях и обосновать задачи оформления мест продаж. Всегда следует добиваться расширения своего торгового пространства в магазине.

· получение заказа.

· осуществление контроля над наличием товара.

· размещение торговых марок на полках в соответствии с принятыми корпоративными стандартами.

· оформление мест продаж.

· оформление мест продаж

Таблица 11.7

Классификация магазинов с позиции использования мерчандайзинга (прогрессивные модели)

1 тип 2 тип 3 тип
Хотим построить систему мерчандайзинга, но не знаем как Хотим построить систему мерчандайзинга и делаем это постепенно (поэтапно) в зависимости от складывающихся условий Хотим построить систему мерчандайзинга и знаем, как, потому что это уже отработано
Обычно допускаются к работе в торговом зале все желающие мерчандайзеры. Ограничения зависят от возможностей торгового пространства, например, по принципу самообслуживания или с торговлей через прилавок Мерчандайзеры допускаются к работе в зале постепенно. Сначала с существенными ограничениями, затем - в зависимости от отношений с производителем и ситуации Мерчандайзеры допускаются к работе в соответствии с выработанной концепцией, соблюдение условий которой – железное правило сотрудничества магазина с поставщиком или производителем

Источник: Котляренко М. Мерчандайзинг в системе торгового маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 1.

Планировка магазина является одним из основных элементов менчандайзинга. Среди стимулирующих мероприятий для покупателей в торговом зале можно выделить следующие:

· размещение торгового оборудования;

· виды торгового оборудования;

· подъемы уровня пола;

· оригинальный рисунок пола;

· информационные дисплеи;

· витражи, освещение, звуковой фон.

При размещении товара в магазине необходимо учитывать следующее:

· расположение точки продажи в самом магазине;

· расположение товара относительно покупательского потока;

· расположение товара относительно товаров конкурирующих марок;

· объем, занимаемый товаром на стеллаже.

Концептуальное магазиностроение - комплексный подход к организации торгового розничного предприятия. Включает в себя:

1. определение концепции магазина;

2. определение целевой аудитории;

3. позиционирование магазина;

4. соблюдение правил проектирования торговых площадей;

5. цветовое решение секций торгового зала;

6. дополнительные мероприятия стимулирования сбыта.

Фокус продажи – главная идея, определяющая особенности процесса продажи с точки зрения достижения основного результата продажи – сделки.

Три модели продаж:

1. Товарно-ориентированная продажа.

2. Продажа, ориентированная на продавца.

3. Продажа, ориентированная на покупателя.

Таблица 11.8

Возможные типы продавцов

Тип продавца Характеристика поведения продавца Степень интереса к клиенту Степень интереса к продаже
Продавец- друг клиента Я хочу подружиться с клиентом. Хочу понять его эмоции и ответить на его чувства. Он купит товар в результате наших личных отноше- ний высокая низкая
Общение с четко поставленной целью Я консультирую клиента и четко понимаю его требования, которые надо удовлетворить нашим товаром. Клиент получит именно то, что он хочет высокая высокая
Продавец- профессионал Я владею безотказным методом продажи. Я обрабатываю клиента с помощью тщательно сбалансиро- ванного комплекса рекламы, лично- го обаяния и знания товара средняя средняя
Хочешь - бери, хочешь - не бери Я представил товар клиенту. Ему решать покупать или нет. Если откажется - это не моя пробле- ма: значит что-то не так с товаром низкая низкая
Цель - продажа Я окажу нажим на клиента, чтоб он купил здесь и теперь. Цель оправ- дывает средства. Тем более, что я получаю только комиссионные от реальных продаж низкая высокая

Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

Таблица 11.9

Возможные типы покупателей

Тип покупателя Характеристика поведения покупателя Степень интереса к продавцу Степень интереса к покупке
Клиент - друг продавца Я хочу подружиться с продавцом. Я хочу понять его эмоции и отве- тить на его чувства. Он продаст под- ходящий мне товар в результате на- ших личных отношений высокая низкая
Решительный клиент Я хорошо знаю, что мне нужно и ищу отвечающий всем моим потребностям товар, который я смогу купить по цене, которую я готов заплатить высокая высокая
Покупатель имиджа Я руководствуюсь опытом, который обрели другие люди при пользова- нии данным товаром. Покупка этого товара также будет хороша для меня, повысит мой престиж средняя средняя
Безразличный покупатель Я стараюсь избегать продавцов и торговых агентов. При покупке я предоставляю выбор другим низкая низкая
Осторожный покупатель Я выше всех продавцов и не позволю им меня обмануть. Если я буду поку- пать, то потребую лучший товар по самой низкой цене низкая высокая

Источник: Панкрухин А. Сбыт и система распределения // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Выкладка товаров - технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: