Практические занятия по теме 11

1. Обсуждение содержания темы «Динамика и устойчивость экосистем». Контрольные вопросы:

1. Что такое экологическая сукцессия?

2. Какие типы экологических сукцессий Вы знаете?

3. Какие причины вызывают сукцессию?

4. Сформулируйте закон Одума-Пинкертона.

5. В каких случаях человек вызывает гетеротрофную сукцессию водоёмов?

6. Что характерно для зональных климаксовых экосистем?

7. Дайте определения, приведите примеры и характеристику признаков, по которым различают: первичную сукцессию и вторичную сукцессию; аутогенную и аллогенную (экзогенную) сукцессию; автотрофную и гетеротрофную сукцессию; демутационную сукцессию и дигрессию.

8. Объясните значение терминов: циклические и поступательные изменения; сукцессионная серия; сериальная стадия; флористическая и фаунистическая эстафета; эвтрофное и олиготрофное озеро; климакс, климаксовое сообщество, климаксовая экосистема.

9. В каких экосистемах отсутствуют суточные циклические изменения, а в каких – сезонные? Приведите примеры.

10. Случайно или закономерно течение аутогенной сукцессии?

11. * Приведите примеры климаксовых экосистем, характерных для Московской области.

12. * Применима ли концепция климакса к морским экосистемам?

13. * Почему человек поддерживает агроценозы на стадии экологической сукцессии?

14. * По Ф. Клементсу, любое естественное биотическое сообщество подобно сверхорганизму. Какие общие черты характерны для организма и биотического сообщества? В чём их различия?

2. Проверка правильности выполнения «обучающих тестов» к теме 11.

3. Обсуждение домашнего задания по теме 11:

· Задание 11.1 – проверка правильности выполнения и оценка работы.

· Задания 11.2 – 11.3 – оценка умения работать с графическими материалами и умения использовать дополнительные литературные источники.

· Задания 11.4 – 11.6 – оценка тестовых заданий.

4. Обсуждение итогов текущего контроля по блоку тем 4. Обсуждение подготовки к выполнению заданий по теме 12. Подготовка к контрольной работе и компьютерному тестированию (с элементами повторения).


5. Аудиторная практическая работа «Закон Одума-Пинкертона».

Задание. Используя данные таблицы 11.1, самостоятельно «откройте» закон Одума-Пинкертона. Дайте название рис. 11.1, сделайте необходимые пояснения к рисунку.

Методические рекомендации: по оси абсцисс нужно отложить в масштабе величины «дыхания» всего сообщества (Rа + Rh), а по оси ординат – величины ВПП (в одних и тех же единицах). Ещё необходимо определить, какие из экосистем находятся на стадии сукцессии, а какие являются зрелыми, сложившимися, климаксовыми. Для этого выполните необходимые расчёты и заполните табл. 11.2. Назовите таблицу. Дайте пояснения к рисунку.

Рис. 11.1 ………………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………...

                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

Пояснения к рис. 11.1

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

Таблица 11.2.

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

Экосистема (табл. 11.1) ВПП Ra + Rh ВПП / (Ra + Rh)
Климаксовые сообщества: ВПП / (Ra + Rh) ≈ 1,0
         
         
         
         
         
         
Автотрофная сукцессия: ВПП / (Ra + Rh) > 1,0
         
         
         
Гетеротрофная сукцессия: ВПП / (Ra + Rh) < 1,0
         
         

6. Подготовка к контрольной работе:

1. Установите соответствие между экосистемой (№№ 1 – 3) и типом сукцессии (числа – в ккал/м2 в год; обозначения см. табл. 11.1)

1. ЧПП = 300; Rh = 300; Ra = 150; –........ 2. Ra = 250; ЧПП = 900; Rh = 300; –......... 3. Ra = 250; Rh = 400; ЧПП = 300; –......... а) климаксовое сообщество б) вторичная сукцессия в) гетеротрофная сукцессия г) автотрофная сукцессия

2. Изобразите графически динамику запасов фитомассы в ходе демутационной экологической сукцессии наземной экосистемы (до климакса).

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: