Формационный подход к развитию общества

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

2.2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

  • Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
  • Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
  • Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
  • Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1. основные сферы общества как его подсистемы

2. формационная теория развития общества

3. цивилизационная модель динамики общества

общество обычно рассматривается в 2-х аспектах:

- структурно-функциональный

- (в развитии) исторический аспект

Первый аспект предполагает выяснение основных элементов обще­ства. Общество в самом общем виде понимается как система, состоя­щая из 4-х сфер, подсистем:

Сферы общества:

1. материально-производственная

2. социальная

3. политическая

4. духовная

Эти сферы находятся в связях функциональных и причинно-следст­венных. Основные сферы общества – целостная подсистема обще­ства, имеющая свои законы функционирования и развития, но взаи­мосвязанные и взаимно обусловленные.

1. экономическая сфера. Элементы: производственные силы, кото­рые представляют собой совокупность орудий производства и предметов труда, т.е. вещественных элементов. Кроме этого, включает в себя человека с навыками, который связывает эти вещи и осуществляет их функционирование. Другим элементом являются производственные отношения:

- отношение к собственности

- отношение к организации и управлению

- отношение распределение-потребление

производственные отношения – формы протекания эконо­мической жизни. Принято считать, что экономика – причина всех других отношений общества.

2. социальная сфера представляет собой совокупность различных общностей людей на основе единства потребностей, интересов, образа жизни, стереотипов поведения. Наиболее крупными эле­ментами явл нации, народности, классы, общины, трудовые коллективы. Социальная общность характеризуется определён­ной целостностью и существованием границ между ними. Хотя экономика и явл определяющим фактором для структурирова­ния общества, но не единственным. Диференсация может произ­водится и по духовному признаку, по уровню образования, по интересам не экономического характера. Нация – общность на общей территории, исторически сложившаяся, общие психоло­гические и экономические черты, производство.

3. политическая сфера

- государство

- политические партии

- другие полит организации

- полит сознание

- полит деятельность

политическая сфера с одной стороны, определяется экономи­кой(выражает интересы и потребности её). С другой стороны, по­литика осуществляет выбор варианта экономического развития, формы, типы, цели. Самым значимым явл государство. Оно опира­ется на спец аппарат власти, материально-финансовые средства, армию, милицию. Полит партии стремятся использовать государ­ство для решения своих проблем и придаёт им общественно-поли­тический

статус. Полит партии объединяет наиболее полит активную часть населения и разрабатывает различные полит идеи, теории, разви­вает полит сознание всех представителей общества, развивает их точку зрения, обеспечивает единство между ними.

4. Духовная сфера

1 Наука

2 Искусство

3 Религия

4 Идеология

5 Образование и воспитание

Все эти элементы имеют общие черты:

1 они представляют собой сознание

2 –//– виды деятельности

3 все они институционально оформлены.

Отмеченные элементы между собой находятся во взаимоотно­шении. В исторически конкретных обществах в этой сис-ме один из них доминирует и определяет функционирование всех осталь­ных. Все эл-ты духовной сферы только в конечном счете опреде­ляются экономической жизнью, причем одни из этих эл-тов в большей степени зависят от экономики, другие в большей степени определяются спецификой политики (образование) или специфи­кой соц сферы (религия).

В современных обществах критерием уровня развития общ-ва явл качество развития духовных эл-тов общества.

Кроме крупных подсистем общества, выделяются элементарные частицы:

1 люди

2 отношения

3 деятельность

Общество-это не просто совокупность людей, это сис-ма отно­шений (экономических, социально-политеческих, духовных) в ко­торые вступают люди с целью осуществления своих жизненных потребностей.

Сис-му отношений можно структурировать по след принципу:

1 Материальные – не зависят от общественного сознания

2 Идеологические – зависят от общественного сознания.

В развитии общества выделяется ряд ступеней качественно от­личающихся друг от друга.

В истории философии существует несколько методологических подходов, объясняющих причины развития общества и выделяю­щих определенные стадии в его развитии. Можно выделить 4 схемы динамики общества:

1 Объективно-идеалистическая – общество развивается как средство реализации какой-то идеи.

2 Материалистическая – когда среди факторов развития обще­ства выделяются материальные, но существуют на уровне потреб­ностей организма.

3 Диелектика-материалистическая – Марксиская модель. Ос­новным фактором развития является экономика.

4 Натуралистическая – основные факторы развития географиче­ские, демографические условия, т.е. природные.

5 Субъективно-идеалистический – источник развития общества усматривается в индивидуальном сознании.

В настоящее время применяются следующие методологические схемы, объясняющие развитие общества:

1 Однофакторные модели – в качестве причины – один фактор.

2 Многофакторные модели – совокупность нескольких факторов определяет развитие общества.

Остановимся на рассмотрении формационной модели динамики общества и цивилизационной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: