Цивилизационная модель динамики общества

Выделяют и понятия цивилизации:

1 Общефилософское. Цивилизация понимается как социальная форма движения (когда цивилизация понимается как ноосфера – сфера разума).

2 Социальнофилософское. Цивилизация характеризует опреде­ленную ступень, стадию в историческом процессе.

3 Цивилизация понимается как тип общества, как культурное, традиционное. Культурологический подход.

4 Цивилизация понимается как локальное общество, сохраняю­щееся в течении определенного времени как целостное и качест­венно определенное. Исторический подход.

Для понимания истории человечества более продуктивны вто­рое и третье понятия цивилизации.

Социальноисторическое понитие.

Первым это понятие дал Энгельс. Он выделил 3 стадии в разви­тии человечества:

1Дикость – период присваивающей экономики.

2 Варварство – период появления производящей экономики.

3 Цивилизация – период совершенствования производящей эко­номики, появление промышленности. Признаками цивилизован­ного общества Энгельс называл следующие:

1 Общественное разделение труда.

2 Возникновение товарно-денежных отношений и расцвет то­варного производства.

3 Развитие частной собственности и раскол общества на антого­нистические классы.

Из 1-3 следует:

4 Возникновение государства.

5 Расцвет правовых отношений.

6 Развитие письменности.

7 Переворот в формах семьи.

8 Развитие духовного производства.

Социально-философский подход выявляет основные признаки цивилизации. Комбинации признаков могут быть разными. Этот подход развивается и существует множество вариантов представ­лять различную совокупность признаков цивилизованного обще­ства. Цивилизационный подход.

Понятие цивилизации в социально-философском подходе шире по своему объему, чем понятие общественно-экономической фор­мации. Общественно-экономические формации представляют со­бой стадии внутри цивилизации. В связи с этим Энгельс выделяет понятия:

Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммуни­стическая цивилизации.

Дикость | Варварство | Цивилизация (включает: античность | феодализм | капитализм | коммунизм).

Таким обраом формационный и цивилизационный подходы не противоречат а дополняют друг друга.

В качестве современных примеров рассмотрим концепцию Уайтхед.

Среди факторов определяющих развитие человечества он выде­ляет две основные группы:

1 Факторы, составляющие жесткую необходимость:

а Ливни (природные факторы)

б Гунны (войны)

в Паровые двигатели (развитие техники)

2 Фундаментальные идеи, которые, пробуждаясь к жизни и про­никая в общество, создали цивилизацию. Он выделяет следующие черты цивилизации.

а Истина

б Красота

в Приключения (мысли)

г Искусство

д Умиротворенность

Уайтхед в своем понимании цивилизации исходит из тройствен­ной структуры человека:

1 Инстинкт 2 Интеллект 3 Мудрость

Великие социальные потрясения происходят тогда. Когда объе­деняется инстинкт и интеллект, т.е. экономические нужды и иде­альные цели.

Люди впадают в ошибку когда связывают побуждение к дея­тельности (револючии) с жалкой обездоленностью.Когда население нищает, то это ослабляет его инициативу, а действительными побудителями являются мечты. Мы имеем дело с многофакторной концепцией цивилизации. Кроме многофактор­ной есть и монофакторные концепции, когда в качестве доменанты рассматриваются либо экономика, любо религия[5, стр. 37].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: