Финансовая система и финансовая политика государства

Финансовая система (ФС) государства – совокупность финансовых отношений и регулирующих институтов национальной экономики. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов.

Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как наша страна состоит из 89 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально).

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств (рис.14.1).

       
   
 
 


           
   
 
   
 
 


                             
   
 
   
   
       
 
 
 
   
 
   
 
   
   
 


Рисунок 14.1 Схема взаимных финансовых связей и потоков в упрощенной форме

Особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансы – один из рычагов экономического регулирования, основа ГРЭ. Для рыночной экономики характерно саморегулирование, т.е. методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства вырабатываются и используются самими участниками производства. Но саморегулирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости, сбалансированности, пропорциональности, так как препятствуют монопольные, региональные, отраслевые, групповые интересы, стремящиеся изменить распределение в свою пользу.

Финансовое регулирование осуществляется на всех уровнях. В регулировании важную роль играют финансы предприятий, страхование, государственный бюджет, внебюджетные фонды.

Государство – регулятор финансовых отношений, призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. В реализации этих функций и достижения целей значительная роль принадлежит финансовой политике(ФП), при осуществлении которой определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли в экономике и в обществе;

Финансовая политика проявляется в:

· финансовой стратегии – долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач;

· финансовой тактике, направленной на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей, обычно реализуемых путём изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, т.е. формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию; составная часть общего экономического механизма, системы управления экономикой. В нем выделяются два уровня:

· механизм финансов предприятия;

· механизм функционирования государственных финансов;

· самостоятельную часть составляет страховой финансовый механизм.

Для осуществления финансовой политики необходимо финансовое законодательство (разработка и использование юридических норм законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан). Соблюдение финансового законодательства, способствует поддержанию финансовой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое законодательство страдает незавершенностью, внутренней противоречивостью, что сдерживает хозяйственную инициативу и мешает скорейшей мобилизации имеющихся ресурсов для развития производства, для укрепления доходов государства и обеспечения денежными ресурсами каждой ячейки общества; оказывается малодейственным в связи с несоблюдением законов и норм предприятиями, организациями, гражданами.

В управлении финансами используются: планирование, оперативное управление, учёт и контроль.

· Планирование ставит перед собой задачу установления будущего их состояния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оценивается состояние финансов каждой ячейки общества, выявляются возможности изменения структуры и объёма финансовых ресурсов и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных решений посредством планирования, необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов.

Оперативное управление –- этомеры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финансовых ресурсов, с тем, чтобы получить желаемые результаты.

Учёт и контроль используется в планировании и оперативном управлении. Управление финансами, финансовой деятельностью осуществляются специальными органами, образующими финансовый аппарат.

Финансовый аппарат – организационные структуры, управляющие финансовой системой (финансами, финансовой деятельностью).

В РФ в соответствии с конституцией общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, в который входят: Министерство финансов РФ, центральное место в Министерстве финансов занимают бюджетное Управление и Управление исполнения бюджета (казначейство). В составе Министерства – Управление налоговых реформ, Управление государственными ценными бумагами и финансовым рынком, Управление финансирования программ развития сельского хозяйства, Управление финансирования программ развития производственной инфраструктуры и ряд других отраслевых и функциональных управлений.

Органы налоговой службы России занимаются контролем за соблюдением налогового законодательства за правильным начислением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства. В России была учреждена специальная налоговая полиция для усиления контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.

В связи с расширением самостоятельности субъектов РФ произошла перестройка управления финансами на основе их суверенитета и повышения роли региональных, местных органов, т.е. возрастает существенно значение республиканских министерств финансов, территориальных и местных финансовых органов в осуществлении финансовой деятельности; используются принципы автономного функционирования бюджетов, развития местных финансов, расширения финансового рынка; возрастает значение четкой работы местных финансовых органов. Для этого необходимо полнее использовать финансовое планирование – финансовые планы составляют все звенья хозяйства, начиная от отдельного учреждения, которое составляет смету; на уровне государства – сводный финансовый баланс; в каждом из этих планов определяются доходы и расходы на предстоящий период, осуществляется детальная взаимоувязка финансовых и кредитных ресурсов; на уровне государства формируется плановый бюджет и внебюджетные фонды. Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; некоммерческие организации – сметы; кооперативные организации, общественные объединения, страховые компании – планы; органы государственной власти – бюджеты; домашние хозяйства – бюджет.

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП, поэтому политика государства в отношении ФС, т.е. ФП, является одним из важнейших регуляторов экономики.

ФП – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению, использованию на основе финансового законодательства страны.

Направления ФП зависят от экономического состояния страны. Например, кризисное состояние экономики предопределяет ФП, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а, с другой стороны на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно при переходе экономики в другое состояние меняются направления ФП. Правильность выбранной ФП зависит от правильной критической оценки экономической ситуации, т.е. оценивать ситуацию такой какая она есть, а не такой, какой хотелось бы её видеть – золотое правило экономической теории. Это необходимо и потому, что общей тенденцией развития является усиление роли государства в регулировании национальной экономики, через ФС, а именно расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение.

ФП складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:

· В области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика);

· В области регулирования бюджета (бюджетная политика).

В условиях России необходима трансформация финансового механизма. Это предусматривают следующие задачи, которые решает финансовая политика:

– преодоление дефицита государственного бюджета;

– проведение антиинфляционных мер;

– сокращение внутреннего и внешнего долга;

– уменьшение числа убыточных и малорентабельных предприятий;

– снижение непроизводительных расходов и потерь в народном хозяйстве.

Для активизации финансовой политики необходимо прежде всего изменение практики перераспределения финансовых ресурсов: раньше по вертикальному методу при помощи бюджета, а также через вышестоящие учреждения, средства перераспределялись от нижестоящих звеньев к вышестоящим, то в рыночных условиях – должно получить развитие горизонтальное перераспределение финансовых ресурсов через финансовый рынок, т.е. перелив средств осуществляется не на основе административных решений министерств и ведомств, а с учётом спроса и предложения финансовых ресурсов. Участие в процессе распределения средств инструментов финансового рынка обеспечит более высокую эффективность использования финансовых ресурсов.

Основные понятия:

Финансы

Финансовые ресурсы

Функции финансов (распределительная, учетно-контрольная, стимулирующая, фискальная)

Финансовая система (ФС)

Централизованные финансы

Децентрализованные финансы

Муниципальные финансы

Финансы домохозяйств

Финансовая политика

Финансовая стратегия, тактика

Финансовый механизм

Финансовый аппарат

2 Бюджетная система и бюджетная политика

2.1 Бюджетная система и ее структура

❑ Бюджет понимается в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег. Имеет двоякое экономическое толкование:

1) это совокупность (масса) финансовых ресурсов (средств), которыми располагает любой экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья);

2) это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного времени (чаще 1 год), т.е. бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием: накоплением денежных средств, соответствие денежных доходов и расходов, дефицитом или избыточностью денежных средств.

Бюджетная система (БС) – совокупность бюджетов, используемых в стане. В БС принято выделять бюджеты трех уровней:

- госбюджет;

- бюджеты предприятий, организаций, учреждений (именуемые иногда балансами);

- бюджеты домохозяйств (семьи).

Бюджетное регулирование (бюджетирование) на всех уровнях:

- маневрирование доходами и расходами бюджета

- осуществляется посредствам планирования, формирования, изменения денежных бюджетов, т.е. доходных и расходных статей.

Чаще под БС понимается госбюджет, а под бюджетным регулированием – бюджетную политику государства.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе (т.е. рыночной и нерыночной), но характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями.

В любой стране БС выполняет 3 функции:

· Фискальную – бюджет призван обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности, т.е. для расходов на военные, экономические, социальные программы и существование правительства.

·Функцию экономического регулирования – налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и достижения определенных целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования ее роста, структурной перестройки и т.п.)

·Функцию выравнивания доходов – БС является важнейшим инструментом перераспределения НД с помощью прогрессивной системы налогообложения, а также системы трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам, сиротам.

Известно, что государство является одним из субъектов финансовой системы. Государственные финансы, будучи главным средством перераспределения ВВП (в Японии – 1/3, во Франции, Нидерландах, Норвегии 1/2, в Швеции 2/3, в России – 1/2 ВВП), являются основой ГРЭ.

Государственные финансы – совокупность государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов, так как через него проходит основная часть государственных доходов и расходов.

Бюджетная система – сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства. БС формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Структура БС зависит от государственного устройства:

– в странах с унитарным устройством –- бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный

– в странах с федеральным устройством (США, ФРГ) – трехъярусное, т.е. имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель и соответстветствующих им административных образований.

Различают бюджеты:

–центральные (республиканские или федеральные бюджеты);

–областные, земельные, провинциальные, субъектов федерации;

–местные.

Часто под местными бюджетами подразумевают все бюджеты, кроме центрального, т.е. бюджета центрального правительства. Между видами бюджетов существуют сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства путем перераспределения средств в масштабе страны и др.

Местные бюджеты – важная часть финансовой системы. За счет их расходов финансируются объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, жилищное строительство и т.д.; содержание местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры; расходы на социально-культурные нужды, объектов здравоохранения, поддержание экологического равновесия.

Госбюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно- территориальных властей. Бюджет центрального правительства служит для финансирования общенациональных расходов и программ, а также:

Ø отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении НД в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом;

Ø позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства в направлениях развития экономики, которые являются важными.

Ø централизованный фонд денежных ресурсов, которым правительство страны располагает для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и выполнения социально- экономических функций;

Ø мощный рычаг ГРЭ, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджетные отношения – это финансовые отношения, которые возникают между предприятиями, учреждениями и населением с государством, и выступают средством реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций. Государство использует бюджет для регулирования экономики, путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами;

Бюджет государства – сложный многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций через структуру доходов и расходов, т.е. это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, который охватывает расходы и доходы не только центрального правительства, но и властей всех уровней.

В процессе осуществление бюджетной политики государство применяет разнообразные формы воздействия на экономику:

- субсидирование и финансирование предприятий;

- осуществление государственных инвестиций;

- финансирование, конверсия оборонных отраслей промышленности, влияя на структурную перестройку экономики.

Перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов при помощи бюджета происходит на основе использования особых экономических форм, которыми являются доходы и расходы.

Структура бюджета. Основные статьи госбюджета с рыночной экономикой (удельный вес отдельных статей в госбюджете в %).

РАСХОДЫ

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, 40 – 50

образование, социальные пособия, субсидии бюджетам

местных властей на эти цели.

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения 10 – 30

в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии

сельскому хозяйству, расходы на осуществление

государственных программ.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение 10 – 30

внешней политики, включая содержание дипломатических

служб и займы иностранным государствам

Административно-управленческие расходы: содержание 5 – 10

правительственных органов, полиции, юстиций и прочего

Платежи по государственному долгу до 7 – 8

ДОХОДЫ

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные 75 – 85

пошлины гербовый сбор).

Неналоговые поступления: доходы от государственной 5 – 8

собственности, государственного сектора

в экономике, государственной торговли.

Взносы в государственные фонды социального 10 – 12

страхования, пенсионный, страхования по безработице.

Сборы: за право торговли, за парковку автомобилей,

курортные сборы.

Если налогоплательщик не может вовремя заплатить налоги, то может взять налоговый кредит у налоговой инспекции.

Расходы госбюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулятора. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение. В этом и состоит главная цель бюджетной политики и всей государственной экономической политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям.

Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, которая свойственна рыночному хозяйству, и обеспечить хозяйство важнейшими факторами производства – квалифицированной и здоровой рабочей силой, следовательно, увеличить НБ страны, на основе облегчения доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью, т.е. играет социально-стабилизирующую роль.

В затратах на хозяйственные нужды выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, имеющие социальную, политическую и хозяйственную направленность. Как правило, правительство всех стран поддерживает среднее и крупное фермерство, не заинтересованно в ускоренном массовом разорении фермерства, хотя в своей внешнеэкономической политике правительства временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров. Фермеры – заметная сила на выборах, от темпов перемещения рабочей силы из деревень в города зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной зависимости) страны по продовольствию и сельскохозяйственному сырью, от их покупательной способности зависит положение в нескольких важных отраслях производства и услуг.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (напр., досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное производство. Размеры этих расходов воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры – сокращаются. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений; на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт, а в долгосрочном плане улучшают платежеспособность, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров и услуг из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект бюджетных расходов.

Действенность ГРЭ с помощью бюджетных расходов зависит от:

– относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП);

– структуры этих расходов;

– эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Роль бюджетных расходов в экономике неодинакова в разных странах и зависит от уровня развития ГРЭ, его конкретных целей, национального программирования, доли государственной собственности в экономике.

Расходы бюджета играют в ГРЭ меньшую роль, чем бюджетные доходы (в первую очередь, такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала).

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX в. выросли более чем в 350 раз, расходы федерального бюджета с 1980 –1 989, т.е. за 10 лет, увеличились в 2 с лишним раза (с433,5 млрд. долларов до 877,2 млдр. долларов).

2.2 Бюджетная система Российской Федерации

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурной бюджетной системы. В такой большой по территории стране как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. В России, имеющей федеративное устройство, существует трехзвенная бюджетная система (также как в Германии и США), которая представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов членов федерации (штаты, земли, кантоны и др.) и местных бюджетов. Бюджеты органов самоуправления являются относительно независимыми от федерального бюджета.

Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов трех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

§ Федеральный бюджет;

§ 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга;

§ 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

§ около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т. п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда государства.

Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги – налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством; доходы от продажи конфискованных товаров и т. п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество) предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т. п.).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.

Дотации – твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, так же передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящей финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально – экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально – экономическую политику в стране.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

­­– преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

– прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

– стабилизация кредитно – денежной системы и курса рубля;

– снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для – производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

– осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

– минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

– снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

– полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– полное исполнение государством своих обязательств.

Бюджет РФ как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально – экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет:

– налога на прибыль (доход) предприятий и организаций;

– по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

– подоходного налога с физических лиц;

– налога на игорный бизнес;

– НДС на товары, производимые на территории РФ;

– НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

– акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;

– лицензионных и регистрационных сборов;

– налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

– единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

– налога на операции с ценными бумагами;

– платежей за использование недрами;

– платежей за использование лесным фондом;

– платы за пользование водными объектами;

– земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

– планы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

– таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов во внешнеэкономической деятельности;

– государственной пошлины;

– дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;

– прибыли Центрального Банка РФ;

– консульского сбора, взимаемого на территории РФ;

– прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета РФ включают следующие основные группы затрат:

– государственное управление;

– международная деятельность;

– национальная оборона;

– правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

– Федеральная судебная система;

– Фундаментальные исследования;

– промышленность, энергетика, строительство;

– сельское хозяйство и рыболовство;

– образование;

– культура и искусство;

– средства массовой информации;

– здравоохранения и физическая культура; социальная политика;

– обслуживание государственного долга;

– финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно- территориальным образованиям;

– другие расходы.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном, имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а так же за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты – с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития остальных отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда. Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита – это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

В качестве важного звена финансовой (бюджетной) системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, идущих на цели развития экономики страны.

Государственный кредит выражает конкретную меру участия государства в развитии производства материальных благ и услуг. В макроэкономическом смысле он является важнейшим источником финансирования бюджетного дефицита. Кроме того средства государственного кредита необходимо рассматривать как необходимые “инъекции” в экономику, в целях поддержания уровня макроэкономического равновесия.

2.3 Бюджетная политика государства

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства и включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Указанные меры предполагают формирование и управление доходной и расходной частями государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции.

Во-первых, обеспечивает создание общественных благ. В этом состоит исходная и основная функция госбюджета.

Во-вторых, создается материальная база для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств.

В-третьих, формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов.

Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени это было целью финансовой политики, но такое положение в значительной мере уменьшает эффективность фискальной политики государства имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Например, если экономика сталкивается с длительным периодом безработицы: доходы населения падают, в результате чего налоговые поступления автоматически сокращаются. В этой ситуации правительство, стремясь сбалансировать бюджет, должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер, но как следствие всех этих мероприятий произойдет еще большее сокращение совокупного спроса (AD).

Другой пример показывает, как ежегодное сбалансирование бюджета может стимулировать инфляцию. Так, в условиях инфляции при повышении номинальных денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание двух мер, и как следствие - усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован на циклической основе, т.е. в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Она предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. В этой ситуации правительство, чтобы противостоять спаду, снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но необязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет. Однако, при этой концепции может возникнуть проблема заключающаяся в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема, но тогда появление большого дефицита в период спада в этом случае не покрывается небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, а, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция ориентируется на идею так называемых функциональных финансов, согласно которой целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо (профицитом), так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, в данной концепции сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой, вследствие ряда обстоятельств.

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег, его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Умелое пользование этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так в конце 80-х г.г. бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВВП; в США – 11,6%; в ФРГ – 14%; в Японии – 15,6%; в Бельгии – 25,1%; В Италии – 25,2%; в Греции – 31,2%.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные бюджетные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям, даже для “богатых” в экономическом отношении стран. Так, американская экономика в длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действительные средства борьбы с ним.

Российская бюджетная политика базировалась долгие годы на первой концепции. Но с 1993 года дефицит российского федерального бюджета имеет постоянную тенденцию к росту (с 4% от ВНП в 1990 г. до 12 – 14% в последующие годы). Это связано с падением объемов производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и расширение различных социальных льгот, а также с несовершенствованием налоговой системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов.

Нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственных долгов.

2.4 Бюджетный дефицит и государственный долг

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является малоперспективным делом, так как это отражение функционирования самоограничивающейся экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Идеальное использование госбюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами (профицит бюджета). Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат лил перевести в доход бюджета следующего года.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета. Рост бюджетных дефицитов – явление распространенное и даже закономерное. Причин этому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, “раздутые” социальные программы, крупномасштабный оборот “теневого” капитала, огромные непроизводительные расходы: приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата. Преодоление бюджетного дефицита связано с развитием производства, обеспечением финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий, активизацией предпринимательства.

Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим явлениям, но является неотъемлемым элементом экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях. Вместе с тем бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. При этом необходимо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.

Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. Отсюда возникает проблема сбалансированности (выравнивания) госбюджета, которая рассматривается в вертикальном и горизонтальном плане. БС считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом из уровней власти в целом достаточен для осуществления их функций. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти. При этом сокращение расходов и стимулирование притока доходов достигается изменением направления инвестирования бюджетных средств, использованием различных финансовых льгот и санкций, сокращением избыточных военных расходов, сохранением финансирования важных социальных программ, привлечением иностранного капитала в целях модернизации производства.

Бюджетный дефицит до 10% от суммы доходов считается допустимым, а больше 20% критическим.

В России в 90-е годы дефицит госбюджета достиг уровня 20% доходов и превысил 5% ВВП.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Государственные займы (внутренними и внешними) осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования часто практикуется местными властями).

Для покрытия дефицита госбюджета используется также способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, – это, собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции, а реализуется посредствам создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Казначейству США необходимо 100 млн. долл. на покрытие правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС, которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита на счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100 млн. долл. новых банковских резервов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Кроме того, для того чтобы избежать неоправданной эмиссии денег, в целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности развитых стран в систему рыночной экономики встроен специальный блок – предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, но тоже оказывают негативное воздействие на экономику страны. В некоторых случаях правительство осуществляет принудительное размещение государственных ценных бумаг, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов (даже стимулируя приобретения юридическими и физическими лицами), сужают возможности получения кредита частными фирмами (особенно мелкими и средними, которые не являются надежными заемщиками).Увеличение спроса на кредиты из-за новых государственных займов способствует удорожанию кредита, т.е. увеличению учетной ставки.

Нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.

❑ Государственный долг – сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг – это задолженность государства населению (гражданам, фирмам и учреждениям) данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ.

Внешний государственный долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям, которая обусловлена рядом макроэкономических факторов, действие которых обусловливает объективную природу такой задолженности. К ним относятся факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности; структурного дисбаланса, связанного с техническим перевооружением имеющейся структуры, налаживанием новых видов производств, требующих притока дополнительных финансовых ресурсов.

Международная практика показывает, что внешний долг – это совокупная сумма долгов, с одной стороны, ЦБ и правительства, а с другой стороны, отдельных банков и компаний (составляющих частный долг).

Выплата государственного долга осуществляется с процентами: сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики, являющиеся владельцами государственных ценных бумаг, получают по ним проценты и одновременно платят налоги, которые в свою очередь идут на выплату государственных займов и кредитов. Из текущих бюджетных доходов не удается уплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому необходимость в денежных средствах заставляет правительство прибегать все к новым займам, покрывая старые долги, и тем самым делаются все большие новые.

Считается, что превышение государственного долга над ВВП больше, чем в 2,5 раза, опасным для стабильности экономики (особенно для устойчивого денежного обращения).

В зависимости от времени (сроков) платежа государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки, не превышающие 30 лет.

Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги из-за времени и высоких процентов. Можно эту задолженность пролонгировать, но это связанно с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочную, отложив на долгий срок выплату основной суммы и выплачивая ежегодно проценты.

При министерствах финансов в ряде стран существуют специальные управления государственного долга, осуществляющие погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств.

Выплата внешнего долга связана с результатами внешнеэкономической деятельности страны. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становиться трудно (их предоставляют неохотно, под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств). В некоторых странах (развивающихся и среднеразвитых) ежегодные обязательства, выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам, есть несколько форм его покрытия.

Традиционный – выплата долгов за счет золотовалютных резервов (для закоренелых должников исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены).

Консолидация долгов – превращение кратко- и среднесрочной задолженности в долгосрочную, или перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее, что возможно с согласия кредиторов, которое дают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известными клубами являются Лондонский, объединяющий банки-кредиторы и Парижский, объединяющий страны кредиторы. Оба клуба по просьбе стран-должников неоднократно удовлетворяли просьбу об отсрочке выплат (в том числе и России) и в ряде случаев списывали долги.

Конверсия – сокращение размеров внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции: в счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале правительства; участие в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В этом случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют для приобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но облегчая бремя внешнего долга, делая возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулируя приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственных объектов.

Обращение страны-должника к международным банкам, в том числе региональным (ЕНБ), Всемирному (МБРР), которые предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают кредиты жесткими требованиями к ГЭП (в частности эмиссионной, кредитной. поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета).

В истории встречались и другие пути регулирования внешней задолженности. Например, после Первой и Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своим иностранными активами; некоторые развивающиеся страны предоставляли кредиторам право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Таким образом, внешний долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг, но и кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом его внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительны. Это связанно с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой, так как государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, определить насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Влияние государственного долга и его роста на функционирование экономики проявляется в двух опасностях:

– возможность банкротства нации;

– опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой опасности можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из рефинансирования, т.е. при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций; взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы); выпуска в обращение новых денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow