Функции налогов. Налоги выполняют три важнейших функции

Налоги выполняют три важнейших функции:

- фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов;

- социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

- регулирующая – осуществление государственного регулирования экономики.

На практике существует три вида налогообложения (прогрессивное, пропорциональное, регрессивное) социальные последствия которых совершенно противоположны.

· Налоги на прибыль и на личные доходы, обычно рассчитываемые по прогрессивной шкале являются предметом политической борьбы.

Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер.

Косвенные налоги – самые социально несправедливые (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так как перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно большую долю доходов низкооплачиваемых слоев.

Налоговые льготы выступают средством смягчения социального неравенства. Они предоставляются многодетным семьям, переселенцам из-за границы, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию, а также МСБ. В этом находит свое проявление и регулирующий характер налогов.

Социальную и регулирующую направленность имеют такие виды налогооблагаемых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство; на строительство или покупку и реконструкцию садового домика, загородного дома, дачи. Социальная направленность здесь очевидна, а регулирующая функция проявляется в том, что оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, различное оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, отечественную электронику, посуду, белье и т.п.

Двойственную роль – социальную и регулирующую – играет освобождение от налога определенной части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Фонды эти постоянно растут, если не происходит чего-либо экстраординарного. Вместо средств, выплачиваемых в виде пенсий, поступают новые отчисления. Для предпринимателя это чужие средства, приравненные к собственным и широко используемые для долгосрочных капиталовложений, расширяют и укрепляют его финансовую базу.

Основными объектами ГРЭ при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и другие.

Регулирующая функция налогов проявляется в:

- установлении и изменении системы налогообложения;

- определении налоговых ставок, их дифференциации;

- предоставлении налоговых льгот – освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

Система налогообложения, избранная правительством, играет регулирующую роль. Например, применявшийся налог с оборота не взимался с предприятий, входящих в фирму, корпорацию, и был поэтому инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

Глобальное снижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимулов хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а, маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать и на фонд потребителя в целом, и на уровень цен.

Проводя либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена таможенных пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизации внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования ГРЭ налоги все шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства.

· Дифференциация налоговых ставок по отраслям и регионам оказывает усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуру, на изменение роли отдельных регионов, отраслей, штатов, департаментов в народно-хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных экономически развитых регионах они часто ниже.

Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства, государственные регулирующие органы:

- выборочно и временно снижают или даже отменяют налоговые ставки для предприятий, следующих ГЭП;

- широко практикуются скидки с налогов на прибыль, направляемую на капитальные вложения, на новые исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Объекты регулирования все более конкретизуются. Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании: нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной деятельности) и распределяемой (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций).

Снижение ставок на нераспределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими двумя частями в пользу нераспределенной прибыли, к увеличению внутреннего накопления капитала и росту самофинансирования инвестиций. При одновременном снижении дивидендов, и если эта тенденция носит длительный характер – к снижению курсов акций, к угрозе их скупки отечественными или иностранными инвесторами. При повышении налогов на нераспределенную прибыль и понижении на сумму выплачиваемых дивидендов наблюдается обратная картина.

Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит в том, чтобы создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей ГРЭ на Западе достигается путем стимулирования капитальных вложений, так как от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций – отраслевая и региональная структура, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий являетсясамофинансирование (доля их в капитальных вложениях от 55% до 85%), что стало возможным благодаря государственной налоговой политике, в частности ускоренному амортизационному списанию основного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: