Принципы и механизм налогообложения

Налогообложение относится к числу известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Общие принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит предполагал рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату, и сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, применяемых в любой экономической системе:

- равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

- определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

- простота и удобство;

- неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

Эти принципы применимы и к современному налогообложению. Однако его превращение из простого инструмента изъятия средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие и экономическую политику государства в целом накладывает свой отпечаток на принципы проведения налоговой политики.

В ходе подготовки Российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы, как:

- всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

- стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

- равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с равными уровнями доходов;

- обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Таким образом, наряду с давно устоявшимися принципами, есть попытка их модернизировать. Но современные принципы должны предусмотреть еще три пункта:

- налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность экономических субъектов в повышении дохода и прибыли;

- налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо сокращать;

- налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко, так как многие из них трудносовместимы, противоречивы. В этом состоит неустойчивость Российского налогового законодательства, изменения в видах налогов и налоговых ставок.

Динамичность налоговой системы свойственна всем развитым странам, так как налоги – это ядро налоговой политики государства, а налоговая политика - часть экономической политики и социально-политического курса в целом. Поэтому колебания политического, экономического, социального курса порождают изменения в системе налогообложения.

Кроме того, так как налоги составляют 80-90% поступлений в государственный бюджет, то любое крупное изменение в регулировании бюджета не может не затрагивать налоговую систему. Поэтому современные системы налогообложения строятся на следующих принципах:

-уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов, для этого должны устанавливаться дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным;

- однократный характер налогообложения;

- обязательность уплаты налогов. Налоговая система должна содержать штрафы и санкции, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налога были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;

- процедура и система выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

- налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным средством инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Главный принцип налогообложения – «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения.

1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, то есть те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Однако всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями: практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.д. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные, прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, то есть в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, лишь затем - на не столь важные блага.

Известно также, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.

Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 14.7).

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

- ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной

экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);

- при всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать;

- r в точке А: при определенном значении rА достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rА считается оптимальным уровнем ставки налога, ТА - максимальная сумма налоговыхпоступлений в бюджет.


Рисунок 14.7. Кривая Лаффера

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rА , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, то есть при rВ>rА, ТВ< ТА, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rА) в краткосрочный период к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один-два источника - с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. На практике внедрение этих принципов налогообложения привело к следующим последствиям.

Во-первых, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австралии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции - соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц.

Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании - 35%, Бельгии - 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).

В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят, начиная с 2000 г., в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 20%. В регионах органы государственной власти могутсамостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых организаций (всего - 35-42%).

В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время на территории России собирается выше 50 налогов и сборов). Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Налоговая система России нуждалась в коренном улучшении. В связи с этим, по Указу Президента РФ на протяжении нескольких лет шла и продолжается работа по изменению бюджетного законодательства. Министерство финансов РФ ввело в действие Налоговый кодекс - свод единых правил по налогообложению. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса, где изложено законодательство о налогах и сборах, система налогов и сборов РФ, определены налогоплательщики и плательщики сборов, представительство в налоговых правоотношениях, налоговые органы РФ, их права и обязанности, органы налоговой полиции и их полномочия и т.д. В 2001 г. принята вторая часть Кодекса, где утверждены налоговые ставки, льготы и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: