Системы классификации товаров и услуг

При создании систем взаимодействия с бизнес-партнером необходимо учитывать, что различные организации пользуются собственными системами классификации и каталогизации товаров и услуг, где один и тот же объект иногда называется по-разному и имеет внутреннюю, свойственную данной системе кодировку. Поэтому попытка использоватьимеющиеся у партнеров или продавцов каталоги без согласования обыч-[. но приводит к тому, что покупатели не могут найти предложения, соответствующие их запросам, поскольку наименования товарных позиций или услуг несовместимы. Следовательно, стандартизация классификации товаров и услуг и создание каталогов на основе этих классификаторов являются необходимыми условиями нормальной работы электронных торговых площадок.

Обычный классификатор представляет собой дерево с несколькими (в большинстве случаев - от четырех до семи) уровнями иерархии. При этом классификатор строится по принципу преемственности параметров товаров и услуг. Основные характеристики категории уточняются в производных категориях; например, объем памяти должен присутствовать во всех производных категориях микросхем памяти.

Существует много систем классификации товаров и услуг, принятых в разных странах. Среди них можно выделить систему NAICS (North American Industry Classification System), разработанную совместно U.S. Census Bureau, U.S. Economic Classification Policy Committee, Statistics Canada и Mexico Institutio Nacional de Estadistica, Geografia e Informatics. Она применяется в США, Канаде и Мексике. В России принят Общероссийский классификатор продукции (ОКП), разработанный и поддерживаемый Госстандартом России. Данные классификаторы широко используются в обычном, не электронном бизнесе.

Наибольшее распространение на электронных торговых площадках (в частности, площадках Commerce One) получила система классификации UNSPSC (Universal Standard Products and Services Classification). Классификатор UNSPSC образован путем объединения двух классификаторов, один из которых разработан по программе ООН United Nations Development Program, а другой — компанией Dun & Bradstreet, уже более 150 лет занимающейся коммерческим построением систем классификации. Официально UNSPSC принят в феврале 1999 года. ООН рекомендовала его в качестве стандарта для обмена информацией о товарах и услугах, в том числе для применения в электронной торговле.

Классификатор UNSPSC содержит следующую иерархию: О сегмент (Segment) — некоторое объединение семейств, используемое

для аналитических исследований;

О семейство (Family) — общепринятая группа взаимосвязанных категорий товаров;

О класс (Class) — множество товаров, объединенных общим применением или общей функциональностью;

О группа товаров (Commodity) — совокупность взаимозаменяемых товаров или услуг;

О бизнес-функция (Business Function) — функция, реализуемая организацией в процессе сопровождения товара.

На каждый уровень иерархии в классификаторе UNSPSC отводится по два знака. Таким образом, группа товаров или услуг (Commodity) определяется восьмизначным кодом, который может быть расширен девятым и десятым знаками бизнес-функции, определяющими статус поставщика данной группы товаров или услуг. Бизнес-функция может определять, к примеру, лизинговую компанию, оптового или розничного продавца.

Стандарт UNSPSC управляется и поддерживается компанией Dun & Bradstreet совместно с некоммерческой ассоциацией при ООН ЕССМА (Electronic Commerce Code Management Association). Изменения, дополнения в классификатор вносятся в соответствии с согласованным регламентом членами организации UNSPSC.

Определенный недостаток данного классификатора состоит в том, что UNSPSC ориентирован на отображение объектов классификации в первую очередь со стороны производителя. Чаще всего на торговых площадках удобнее использовать классификацию, осуществляемую с позиции покупателя.

В настоящее время разрабатывается государственная программа «Электронная Россия», определенные решения которой касаются электронного бизнеса, например реализации торговых сделок с использованием Internet. Важное условие реализации соответствующих положений программы — создание нового классификатора, который отвечал бы всем требованиям электронного бизнеса.

Основным критерием группировки содержимого такого классификатора должен стать принцип объединения товаров по области применения. При этом логика рубрикации будет интуитивно понятна конечному потребителю. Необходимо рациональное соотношение количества уровней и числа категорий одного уровня. Названия категорий классификатора должны быть максимально приближены к общепринятым в России названиям, например к названиям категорий ОКП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: