ТЕМА 1: Мифы и реальность менеджмента современной организации

«Менеджер» и «менеджмент»

В Россию термины «менеджер» и «менеджмент» пришли в 80-х годах 20 века. Прежде чем мы с вами начнем рассматривать сущность этих понятий, давайте разберем, что значат эти слова.

«Менеджер» - слово имеющее происхождение от английского «manager» - «управление». Если же углубиться в историю этого слова, то выйдем к латинскому слову «manus» - «рука». От этого же слова - манипуляция. Несложно сопоставить эти родственные понятия, не правда ли?

Основное направление деятельности менеджера – это достижение намеченных целей, которое возможно через ряд функций: планирование, организацию процесса, координацию действий и контроль. Эти четыре функции определяют действия менеджера по отношении к самому себе (самоменеджмент), к определенным ресурсам и полномочиям, которые определены его руководством (пример: менеджер по продажам), к группе подчиненных сотрудников (пример: менеджер направления, группы или отдела), ко всему предприятию (пример: руководитель предприятия или предприниматель).

Термин «Менеджмент» имеет более общее понятие. В нашей стране под его аналогом давно утвердилось понятие «управление». Если «менеджер» - это человек (специалист, сотрудник и т.п.), то «менеджмент» – это процесс достижения поставленных целей.

Управлению свойственно планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Мы уже об этом говорили? Совершенно верно. Посмотрите выше – «четыре функции менеджера». Но в процессе управления естественным образом появляется еще одна функция. Сравните функции менеджера и менеджмента. Нашли? Да, это «мотивация»*. Побуждение к достижению желаемого (планируемого) результата определяют действия менеджера, является истоком его функций.

ЦЕЛЬ — четко и однозначно определенное, желаемое состояние системы или результата ее поведения


Любой процесс управления имеет свое побуждающее начало, цель – зачем это делается, с какой целью, что хотим получить в результате совокупности действий. Мотивом действий, например, менеджера по продажам может быть продажа определенного количества товара, получение определенной суммы за проданный товар и т.д.

* Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию

Представьте, что вы вышли из дома и пошли «не зная куда». Возможно? Конечно. Но тогда вы и придете неизвестно куда. Если вы вышли с четким представлением, куда должны прийти, не изменили своих целей походу движения, то, скорее всего цель достигнете. Если дополнить это условие достижения цели деталями: сроком (когда должны прийти), затраченными ресурсами (например, сколько денег можете потратить на достижение цели) и прочими, то результат может быть для вас более ценным, эффективным.

Перенесем теперь эту ситуацию на менеджера по продажам. Если он знает что продавать, сколько нужно продать, за сколько и т.д. – результат будет зависеть только от его умений спланировать, организовать процесс, скорректировать процесс по ходу выполнения в зависимости от возникающих ситуаций и контроля процесса достижения цели. Внутреннее желание сделать работу лучше (читай – быстрее, больше) или внешние установки (например, условия оплаты работы: больше продашь - больше заработаешь) – побуждающий фактор (мотив) определяющий результат действий.

А если наш менеджер по продажам «за заслуги перед предприятием» был назначен руководителем отдела продаж? Та же ситуация повторится на новом уровне целей, задач и ответственности.

В обычной жизни мы, как правило, ставим цели на 5-15 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: