Лицензирование предпринимательской деятельности

Право на занятие предпринимательской деятельностью у лица возникает с момента государственной регистрации. Однако есть определенные виды предпринимательской деятельности, которыми юридические и физиче­ские лица могут заниматься только при наличии соответствующей лицензии.

Законом Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» (от 01.06.2000 года № 1775 с измененениями и дополнениями) определены виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. Законом также определен порядок лицензирования, установление контроля за деятельностью, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в этой сфере.

Действие указанного закона распространяется на всех субъектов хозяйствования.

Под субъектом хозяйствования подразумевается зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которое ведет хозяйственную деятельность (кроме органов государственной власти и местного самоуправления), а также физическое лицо – предприниматель, инвестор, в том числе иностранный, которое является стороной соглашения о разделе продукции (в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции»), его подрядчик, субподрядчик, поставщик, другой контрагент, который выполняет работы, предусмотренные соглашением о разделе продукции, на основании договоров с инвестором.

Виды деятельности, не предусмотренные этим законом, лицензированию не подлежат.

Государством определяется орган лицензирования, который устанавливает лицензионные условия; выдает (переоформляет) лицензии; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензионных условий; аннулирует лицензии и.т.д.

Лицензия – это документ государственного образца, который подтверждает право лицензиата (субъект хозяйствования, который получил лицензию на деятельность, подлежащей лицензированию) на проведение указанного в нем вида деятельности в течение определенного срока (если такой срок устанавливается) при выполнении им лицензионных условий.

Лицензирование – это комплекс мероприятий, связанный с выдачей, переоформлением, аннулированием лицензий, ведением лицензионных дел и реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также нарушений в сфере лицензирования.

Основными принципами государственной полититки в сфере лицензирования являются:

· обеспечение равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования;

· защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

· установление единого порядка лицензирования хозяйственной деятельности на территории Украины и определение его особенностей для отдельных видов хозяйственной деятельности;

· установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;

· введение лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, в случае недостаточности иных способов государственного регулирования.

Лицензирование, согласно закону, не может использоваться для ограничения конкуренции.

Лицензия является единственным документом разрешительного характера, который дет право на занятие определенным видом хозяйтсвенной деятельности, которая подлежит ограничению.

Виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию:

· банковская деятельность;

· профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

· финансовые услуги;

· внешнеэкономическая деятельность;

· деятельность в сфере телевидения и радиовещания;

· деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии;

· деятельность в сфере образования;

· производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;

· деятельность в сфере телекоммуникаций;

· строительная деятельность;

· предоставление услуг по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом;

· деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также хозяйственная деятельность по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лечебными средствами (лицензируется с учетом требований Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», «О лечебных средствах»);

· производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия, а также торговля указанными предметами;

· производство взрывных материалов промышленного назначения (перечень утверждается специальным органом);

· производство особо опасных химических веществ; операции в сфере обращения с опасными отходами, сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья (перечень определяется Кабинетом Министров Украины);

· добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органического происхождения, полудрагоценных камней;

· производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;

· торговля пестицидами и агрохимикатами (только регулиторами роста растений);

· производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа;

· разработка, изготовление специальных технических средств для снятия инофрмации с каналов связи, иных средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия инофрмации с каналов связи, иными средствами негласного получения информации;

· предоставление услуг в отрасли криптографической защиты информации (кроме услуг электронной цифровой подписи), торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации (перечень определяется Кабинетом Министров Украины);

· внедрение, ввезение, вывоз голографических защитных элементов;

· предоставление услуг в сфере технической защиты информации (перечень устанавливается Кабинетом Министров Украины);

· изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности (перечень устанавливается Кабинетом Министров Украины);

· транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировка природного, нефтяного газа и газа (метана) угольных месторождений трубопроводами и их распределение;

· поставка природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемым и нерегулируемым тарифам;

· хранение природного газа, газа (метана) угольных месторождений в объемах, которые превышают уровень, определенный лицензионными условиями;

· централизованное водоснабжение и водоотведение;

· разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземного комплекса управления космическими аппаратами и его составных частей;

· культивирование растений, включенных в перечнь наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, реализация, ввезение на территорию Украины, вывоз с территории Украины, использование, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в соответствующий перечень;

· медицинская практика;

· переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из нее препаратов, кроме деятельности банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека;

· деятельность банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством охраны здоровья Украины;

· ветеринарная практика;

· выпуск и проведение лотерей;

· предоставление услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом;

· заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;

· сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органического происхождения, полудрагоценных камней;

· предоставление услуг и исполнение работ противопожарного назначения;

· предоставление услуг по охране собственности и граждан;

· туроператорская деятельность;

· деятельность арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

· посредничество в трудоустройстве на работу за границей;

· проведение работ по землеустройству, землеоценочных работ и земельных торгов;

· деятельность, связанная с промышленным выловом рыбы, кроме внутренних водоемов (ставков) хозяйств;

· таможенная брокерская деятельность;

· производство, экспорт и импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц;

· торговля племенными (генетическими) ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения и аномалий животных;

· проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, определенных Законом Украины «О карантине растений», которые перемещаются через государственную границу Украины и карантинные зоны;

· деятельность, связанная с производством, торговлей пиротехническими средствами;

· деятельность, связанная с предоставлением услуг стрельбищами невоенного назначения и функционированием охотничих стендов;

· разработка, производство, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к ним;

· производство тепловой энергии, танспортирование ее магистральными и местными (разделительными) тепловыми сетями и поставка тепловой энергии;

· сбор и использование информации, которая составляет кредитную историю;

· генетически-инженерная деятельность в замкнутой системе;

· торговля жидким топливом из биомассы и биогазом.

Как видно, перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, достаточно внушительный. Некоторые позиции перечня, безусловно, вызывают сомнения в необходимости их регулирования, что может говорить об излишней зарегулированности рынка предоставления таких услуг или, наоборот, об устранении посредством закона конкуренции на рынке, что этим же законом и запрещено. В любом случае, и те и другие действия государства никак ни развивают экономические отношения.

Субъект хозяйствования, которому необходима лицензия, обращается с заявлением установленного образца в орган лицензирования о выдаче соответсвующей лицензии.

В заявлении указывается:

· сведения об этом субъекте хозяйствования (наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер плательщика налогов и других обязательных платежей (для физического лица);

· вид хозяйственной деятельности, на который заявитель хочет получить лицензию;

· иные документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины для отдельных видов деятельности.

Заявление оставляется без рассмотрения, если:

· заявление подписано лицом, не имеющим полномочий;

· документы оформлены с нарушением требований закона;

· в Едином государственном реестре нет сведений о заявителе или имеются сведения о нахождении заявителя в стадии прекращения путем ликвидации (прекращения предпринимательской деятельности) или о регистрации прекращения предпринимательской деятельности

В случае оставления заявления без рассмотрения, после устранения недостатков заявление может быть подано повторно.

В течение 10 рабочих дней орган лицензирования обязан принять решение о выдаче лицензии или об отказе в такой выдаче.

Основанием для принятия решения об отказе является:

· недостоверность данных, указанных заявителем;

· несоответствие заявителя лицензионным условиям

Решение об отказе может быть обжаловано в суд.

В нектороых случаях с целью обеспечения эфективного и рационального использования современных технологий и оборудования, создания выгодных для государства условий эксплуатации таких ресурсов, лицензирование видов хозяйственной деятельности, связаных с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений на выдачу лицензии, осуществляется только по результатам открытых конкурсов.

Порядок проведения таких конкурсов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Решение о результатах конкурса может быть обжаловано в суд, в случае отмены решения конкурс проводится заново.

Если в течение шести месяцев лицензиат не осуществляет деятельность в соответствии с лицензией, полученной по результатам конкурса, орган лицензирования имеет право аннулировать лицензию.

К видам хозяйственной деятельности, связанной с использованием ограниченных ресурсов, относятся:

· добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;

· поставка природного газа по регулируемым и не регулируемым тарифам;

· хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями.

На территории Украины используются бланки лицензий единого образца, который утверждается Кабинетом Министров Украины. Бланк лицензии – документ строгой отчетности, он содержит серию и номер.

Также в лицензии указывается:

· наименование органа лицензирования, который выдал лицензию;

· вид хозяйственной деятельности, на который выдается лицензия;

· наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество – предпринимателя);

· идентификационный код юридического лица (идентификационный номер);

· местонахождение юридического лица (место проживания физического лиа);

· дата принятия и номер решения о выдаче лицензии;

· срок действия лицензии (в случае наличия такового);

· дата, фамилия и инициалы лица, которое подписало лицензию;

· дата выдачи лицензии;

· существование приложений (с указанием количества страниц).

Лицензия подписывается руководителем соответствующего органа и скрепляется печатью.

Лицензия выдается не позднее, чем через 3 рабочих дня с момента подтверждения оплаты за выдачу лицензии.

Если в течение 30 дней со дня принятия решения о выдаче лицензии заявитель не обратился за выдачей лицензии, орган лицензирования имеет право отменить свое решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.

Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти или государственный коллегиальный орган, осуществляется на всей территории Украины.

Если органом лицензирования является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган совета, хозяйственная деятельность осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Размер оплаты за выдачу лицензии определяется Кабинетом Министров Украины. Оплата вносится после принятия решения о выдаче лицензии.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных условий осуществляет орган лицензирования в пределах своих полномочий путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.

Внеплановые проверки осуществляют органы лицензирования или специально уполномоченные органы только на основании поступившего письменного заявления (уведомления) о нарушении лицензиатом лицензионных условий или с целью проверки исполнения распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий.

По результатам проверки в последний день проверки составляется акт в двух экземплярах: один для органа лицензирования, другой для лица, деятельность которого проверялась.

Основанием для аннулирования лицензии является:

· заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

· акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;

· наличие в Едином государственном реестре юридических и физических лиц – предпринимателей сведений о пребывании юридического лица в стадии прекращения (физического лица – предпринимателя в стадии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации ее прекращения (регистрации прекращения деятельности для физического лица – предпринимателя);

· нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти физического лица – предпринимателя;

· акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданых субъектом хозяйствования для получения лицензии;

· акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для хозяйственной деятельности;

· акт о невыполнении требований распоряжения об устранеии нарушения лицензионных условий;

· акт о невозможности лицензиата обеспечить исполнение лицензионных условий, установленных для определенных видов хозяйственной деятельности;

· акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования;

Решение об аннулировании лицензии принимается в течение 10 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования, которое вручается (направляется) в течение 3 рабочих дней лицензиату.

Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в экспертно-апеляционный совет или суд.

К субъектам хозяйствования, которые ведут деятельность без соответствующей лицензии, применяются финансовые санкции в виде штрафов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: