Рассмотрим технологии поддержки принятия решений руководства (ESS).
На высшем, стратегическом уровне структуры управления используются системы, ориентированные в основном на работу с внешними, по отношению к предприятию, данными.
Для них характерна нечеткость, неполнота и противоречивость.
Например, информация о конкурентах, ситуациях на рынке, перспективы изменения тех или иных цен на продукцию, энергоносители, изменение таможенных тарифов и т.д.
Что же делать? - рассказываеть, что такое ЭС и АОС
Ниже на рисунке - типовые информационные технологии и операции, используемые на стратегическом уровне.
Можно выделить три наиболее распространенных подкласса:
- интеллектуальный анали з данных (BI-технологии: Business Intelligence), который, в свою очередь включеют:
- DM: Data Mining (технологии интеллектуального анализа данных)
- технологии обработки нечеткой информации;
- нейротехнологии.
- системы обработки знаний (экспертные системы)
- агентно-ориентированные системы.
1. Data Maning - поиск закономерностей и связей между различного рода объектами и процессами. (явлениями).
|
|
Разницу между OLAP –технологией и Data Mining можно продемонстрировать с помощью решения следующей проблемы:
Проблема | Какую задачу можно сформулировать дляOLTP-технологии | Какую задачу можно сформулировать дляOLAP-технологии | Какую задачу можно сформулировать дляDM-технологи |
Снижение количества клиентов | Рассчитать количество клиентов по периодам | Какова динамика средних размеров счетов настоящих и бывших клиентов | Какова закономерностьв отказе клиентов от наших услуг |
Задачи, решаемые с помощью DM-технологий:
- классификации – выявляются признаки, характерные для некоторой группы объектов. Наличие таких признаков позволяет вновь появившийся объект отнести к одному из классов;
- кластеризация –исходные объекты разбиваются на однородные группы (кластеры). Наличие таких групп позволяет принять решение по отношению одной из них;
- выявление ассоциаций, то есть закономерностей, отраженных в данных, фиксирующих наступление каких-либо событий;
- выявление последовательностей, то есть закономерностей, фиксирующих наступление событий с некоторым разрывом во времени.
Создаются средства для решения перечисленных задач, среди которых можно выделить технологию нечетких систем.
Существует огромное количество проблем, для решения которых невозможно получить полную и точную информацию.
В результате появилось понятие «мягкие вычисления», которые были положены в основу обработки нечетких высказываний (программные пакеты FuzziCalk, CubiCalk, FuzziSoft).
Нейросети - предназначенны для воспроизведения неосознанных мыслительных усилий человека в форме нейросетей (NeuroShell, NeuralWorks, Neuro Solution). Нейросети, в отличие от обычных программных систем, не требуют программирования, что ставит их в ряд перспективных средств принятия решений.
|
|
Экспертные системы - базируются на моделях знаний (деревья вывода, деревья целей, семантические сети и т.д).
Особое место здесь занимают знания, позволяющие решать обратные задачи.
Рассмотренные технологии типовые, они используются в процессе управления объектами в различных областях экономической деятельности: промышленности, связи, транспорте, добывающей отрасли, торговле, банковской и других сферах.
Агентно-ориентированные системы в большинстве своем находятся в стадии апробации на реальных объектах.
Агент – это вообще лицо, действующее по поручению кого-либо, представитель учреждения, уполномоченный.
Программный агент – это программа, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных перед пользователем.
Они действуют от лица пользователя.
Интеллектуальные программные агенты обладают следующими свойствами:
- автономность – функционирование без вмешательства со стороны своего владельца и контроль внутреннего состояния и своих действий;
- коммуникативность – взаимодействия с другими агентами;
- реактивность – восприятие среды;
- активность - способность генерировать цели и действия рационально;
- наличие базовых знаний о себе, окружающей среде и других агентах.
Особая роль отводиться мобильным агентам – программам, которые могут перемещаться по сети.
Они покидают клиентский компьютер и перемещаются на другой для выполнения своих действий, после чего возвращаются обратно (или не возвращаются).