Воздействие - это «действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь и внушить что-нибудь» (по С.И. Ожегову).
Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.).
Кинесика –это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая (или акустическая) и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальному воздействию.
Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком, например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.
Проксемика - это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением.
|
|
Тактильные средства невербального воздействия – это прикосновения, которые делятся на приятные и неприятные, вынужденные и специальные.
Ольфакторные средства - это запахи.
Факторы речевого воздействия — совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения.
Правила общения и речевого воздействия - это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.
Нормативные правила общения (как надо? как правильно?) – это правила речевого этикета.
Правила речевого воздействия (как лучше, как эффективнее?) - это конкретные речевые рекомендации.
Приемы речевого воздействия - это конкретные способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия.
Коммуникативная позиция каждого из участников общения (коммуниканта) - понятие, характеризующее его относительно коммуникативных позиций остальных участников общения, что является важным для речевого воздействия.
Задача речевого воздействия - при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.
Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.
Убеждать - это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен.
Уговаривать - это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего.
Клянчить - это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы.
|
|
Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления.
Просить - это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Приказать - это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения.
Импликация - это то, что по-русски можно обозначить как «подразумевание».
Прямая тактика речевого воздействия есть тактика открытого тuna. Предполагается, что пользуясь открытыми тактиками, говорящий сообщает слушателю просто и непосредственно то, что имеет в виду.
Искренность есть презентация в сообщении подлинной речевой цели.